Факторинг – это разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение.
Факторинговые операции в отличие от залога представляют собой передачу кредиторjм фактору права требования возврата долгов с заемщика. Это право продается фактору, в лице которого, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания.
В мировой практике существуют следующие виды факторингового обслуживания:
- покупка фактором платежных требований кредиторам по отношению к заемщику;
- предоставление фактором кредитору комплекса услуг. Которые помимо переуступки права востребования долгов, включают в себя ведение бухгалтерского учета по этим требованиям, анализ информации о финансовым положении должников, обеспечение страхования кредитных рисков, рекламные, складские, транспортные, консультационные и юридические услуги.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализировнная организация, получающая счета – фактуры у своих клиентов (кредитов, поставщиков);
2) клиент (кредитор, поставщик товара);
3) заемщик (предприятие) – фирма-потребитель товара.
В связи с тем, что весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор, он выплачивает клиенту до 80 - 90% всей суммы счетов, а остальные долги представляют резерв, который будет возвращен после погашени дебитором-должником всей суммы долга.
За операции по востребованию долгов фактор взимает с клиента:
- факторинговую комиссию (в зарубежных странах до 1,5 - 3% от суммы счета-фактора). Ее размер зависит от суммы долга (чем сумма больше, тем процент может быть меньше), степени риска и объема необходимой посреднической работы.
- ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности.
Факторинговы операции подразделяются на внутренние и международные, открытые и закрытые с правом и без права регресса, прямые и косвенные.
Факторинговые операции классифицируются как внутренние, если поставщик, покупатель и фактор находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве.
Преимущества использования факторинга наиболее видны при осуществлении международных операций. Практически две трети мирового рынка факторинговых услуг обеспечивают факторинговые фирмы, объединеные в четыре группы, крупнейшей из которых является «Фэкторс чейн интернэшнл».
Открытый (конвенционный) факторинг связан с переуступкой поставщиком товарораспрядительных документов фактору с обязательным уведомлением должников (плательщиков) об участии в расчетах факторинговой компании. Оповещение осуществляется путем записи на счете-факторе о направлении платежа в адрес факторинговой фирмы. В современных условиях это может быть система обслуживания клиента, включающая бухгалтерское обслуживание, рассчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и т.д. Эта система позволяет предприятию-клиенту сосредоточить свои усилия на производстве и сократить издержки, связанные со сбытом продукции.
Информация по теме:
Оценка результатов реализации ИП
Проектный цикл для банка (как кредитора) заканчиваете моментом полного погашения заемщиком своих платежных обязательств по кредиту. Те банки, которые поставили финансирование ИП "на поток", как правило, оформляют завершение прое ...
Розничные потребители
Для удовлетворения потребностей розничных покупателей банковского продукта коммерческий банк может прикладывать маркетинговые усилия в направлении развития анонимных валютных счетов. Проведение данных валютных операций имеет большие персп ...
Анализ структуры баланса
Структурный анализ баланса дает возможность установить соотношение собственных и привлеченных средств, ресурсную базу и качество активов, уровень ликвидности и степень рентабельности кредитной организации. Он является основой для составле ...