Когда над Грецией нависла очень реальная угроза порабощения Персидской державой казалось единственным шансом сохранить свою независимость было объединиться в одно государство и всем вместе встретить врага. Ничего подобного в Греции не произошло. Многие из полисов уклонились от участия в союзе по причине нежелания отдавать верховенство одним полисам и полководцам над другими. Так что же стояло за раздором и шатанием в греческом стане.
Грекам мысль о единстве и объединении была так же нестерпима, как и порабощение их персами. В единой Греции греки опасались потерять самое для себя драгоценное – свободу. Именно свобода была тем критерием, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Как и все другие народы, они делили мир на свих и чужих, эллинов и варваров. Но только для них варварство было признаком рабства, тогда как принадлежность к своим, не варварам, предполагала свободу. Варварами в глазах греков были не только северные соседи, но и древневосточные народы. У северных народов им претила стихийность и необузданность жизни. Они считались рабами прежде всего своих страстей. К древневосточным народам отношение греков было двоякое, с одной стороны , Восток почитался как страна мудрости и тайноведения, глубокого проникновения в сокровенную суть вещей. Но была и оборотная сторона в отношении Греции к Востоку: у них почитание и благоговение смешивалось с некоторой долей пренебрежения и даже презрения к своим учителям. Как ни полезно у них учиться, все-таки учителя, хотя на иной лад, чем северные народы, тоже были варварами и рабами. Но рабствовали они уже не у своих страстей, а у царей, которых греки считали не богами, а тиранами. Тиран же в греческом представлении – это тоже раб. Он рабствует у своих страстей, не способен ними совладать и в то же время стремится сделать своими рабами других людей, своих сограждан.
Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным, а не царственным и божественным не просто потому, что последнее было бы святотатственным. Для него свобода была неразрывно связана с царственностью и божественностью, служила их фундаментальной характеристикой. Свобода была путем к царственности и божественности, таким путем, который человек стремился пройти именно как свой человеческий путь.
Свобода как самодовление, или автаркия, достижима, полагали древние греки, не в каком-то уединении или изоляции индивида от других людей, а только среди них. Полис есть действительность и реализация человеческой свободы, иного, внеполисного пространства для нее не существует. Такое отношение к своему государству для нас достаточно непривычно и странно. На протяжении последних нескольких столетий государство рассматривается в качестве чего-то внешнего основным жизненным устроениям человека. К нему относятся как, пускай и необходимому, ограничителю свободы граждан. Но чтобы свобода человека реализовывалась исключительно в полисной, т. е. Государственной жизни, такого наша культура не приемлет.
В греческом полисе не было разделение на политиков и военных, каждый гражданин был обязан быть и тем и другим. Никакого намека на бюрократию в полисах не было. Она возникает на Древнем Востоке, так как здесь вся власть концентрируется в руках божественного царя и для ее осуществления необходимы посредники – чиновники. В полисе носители власти, ее исполнители и те, на кого она направлена, были одни и те же граждане. Каждый гражданин не только имел право, а и был обязан участвовать в народном собрании, за свою жизнь он неоднократно избирался в различные органы власти, успевая побывать и начальником и подчиненным, и должностным лицом и частным человеком.
Информация по теме:
Решение насущных проблем – путь к успешному развитию банков
Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:
1) взаимоотношения между банками и государственной властью:
2) антимонопольная политика и развитие конкуренции ...
Факторы, определяющие
надежность коммерческого банка
В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после августовского банковского кри ...
Совершенствование бюджетного процесса, основанное на программно-целевом
методе формирования бюджета
Необходимость перехода к формированию бюджета по программно-целевому методу является одним из главных направлений бюджетной политики на 2002 год. Программное бюджетирование определено и в Бюджетном кодексе. Важность программно-целевого по ...