С развитием вексельного обращения остро встала проблема создания необходимой инфраструктуры для котировки (сбора, структурирования информации и формирования листинга котировок векселей в едином формате), транспортировки и инкассации векселей, координации действий участников рынка. Возник определенный дисбаланс между первичным и вторичным рынками в российской экономике. Это нашло выражение в заметном преобладании институтов вторичного фондового рынка, посредников в движении платежных средств – банков, финансовых компаний, фирм – операторов на вексельном рынке. Представители первичного товарного рынка, прежде всего промышленные предприятия, оказались менее организованными.
Проблема усугубляется огромными расстояниями, масштабностью вексельного рынка, наличием огромного числа посредников, сложными межрегиональными отношениями и развитой внутри региональной экономической жизнью, трудностями получения информации
Таким образом, необходимо формирование, с одной стороны, единого информационного пространства, единых правил совершения вексельных операций, введения единого листинга, реестрового финансового и государственного контроля, с другой – вексельных центров по обслуживанию корпоративных долговых обязательств, своего рода аналогов крупнейших западных домов или банков наличности. Первые шаги в решении этих задач предприняты. В середине 1996 года Банк России стал инициатором создания Ассоциации участников вексельных расчетов (АУВЕР). Учредительные документы были подписаны 113 организациями: банками и финансовыми компаниями – в основном посредниками и держателями векселей. Основная сфера деятельности АУВЕР: выработка стандартов для работы на вексельном рынке; создание инфраструктуры последнего – депозитарной, торговой и расчетной систем и т.д.; разрешение вексельных споров через институт третейского суда ; создание информационной базы (составление листингов, «черных» списков недобросовестных участников рынка). Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в конце 1996 года приступила к формированию вексельной информационной системы (ВИС), которая позволит расширить операции участников рынка векселей.
Возникли и финансовые институты – прообразы ученых домов, например акцептный дом «ЕЭС», Российский брокерский дом и др., успешно осуществляющие вексельные программы и являющиеся их инициаторами.
3. В российской практике вексельного обращения существует также множество проблем связанных с несогласованностью решений, принимаемых различными министерствами и ведомствами. К проблемам такого рода можно отнести:
Проблему векселедателей физических лиц. Она сводится к тому, что вексель является ценной бумагой, а по постановлению правительства ценные бумаги должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по Женевской конвенции – можно.
Если действовать соответственно Положению о простом и переводном векселе, то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если вексель нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или лицом, которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов наличными деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже невозможно заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок платежа.
После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный суд выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание злоупотребления – возможного дальнейшего трассирования. Но должник может отказаться платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С одной стороны, прав должник – он не может платить без векселя. С другой стороны, прав суд – он не может отдать вексель, чтобы пресечь злоупотребления. Правильный способ решения этой проблемы зависит от того, какая юридическая сила стоит за исполнительным листом. Если исполнительный лист представляет собой самостоятельное основание для взыскания, оторванное от того основания, на котором он был выдан, то в этом случае ничего страшного в том, что нет векселя, нет. Должник должен будет платить уже не по векселю, а по исполнительному листу. Однако в законе закрепления такой юридической силы за исполнительным листом нет. Возникает практически неразрешимая юридическая ситуация.
Информация по теме:
Стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства
Европа стала центром устойчивого проникновения денежных операций, свойственных для возникновения банков, в экономическую деятельность создаваемых государств. Истинное значение банковского дела прояснялось в процессе развития торговых свя ...
Общая характеристика центральных банков
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Ба ...
Виды ценных бумаг и банковские операции с ними
Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий определенные имущественные права (право владельца или отношения займа) инвестора по отношению к эмитенту данной ценной бумаги и предусматривающей, как правило, выплату дохода в виде ди ...