Россия и международные клубы кредиторов

Банковское дело » Международные финансовые организации » Россия и международные клубы кредиторов

Страница 1

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальные кредито­ры, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Лондонский клуб; коммерческие фирмы и банки, входившие ранее в Токийский клуб. Совокуп­ный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд. долл. без процентов.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными прин­ципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обуслов­ленность реструктуризации долга обязательством должника проводить опреде­ленную экономическую политику и равномерное распределение бремени невы­плаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, ко­торые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клу­бом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязатель­ным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1.

Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоя­нии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может про­анализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью про­гноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосред­ственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учрежде­ниям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридиче­ским лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме за­долженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается на­личием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2.

Выполнение определенных условий.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-креди­торы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «По­ложения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополни­тельных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапли­ваются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следова­тельно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможно­сти урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разра­ботал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осу­ществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно за­воевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту заверше­ния указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном по­рядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить опреде­ленную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валют­ном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную эко­номическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают?

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Коммерческие банки
Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные ком­мерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупност ...

Прочие банки
Иностранные банки (Foreign Banks) в Англии по балансовой сумме относятся к крупным банковским группам. Уже в 1978 году в Лондоне насчитывалось 308 иностранных филиалов из 63 стран. Среди этих банковских институтов было 24 японских и 53 б ...

Современная российская банковская система
Современная российская банковская система имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берет свое начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство (Совмин СССР) предоставило предприятиям широкую хозяйственную самостоятельность, ста ...