Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента; 3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.
Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор вопросов
Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении .
Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8) бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.
Информация по теме:
Практика использования векселей
Постепенное осознание выгод использования векселя как финансового инструмента, позволяющего быстро и эффективно перемещать ресурсы, привело к лавинообразному предложению вексельных программ. Векселя эмитируются правительством, банками, фи ...
Лицензирование операций с иностранной валютой в коммерческих банках
К банковским операциям с иностранной валютой относятся:
- ведение валютных счетов клиентуры;
- неторговые операции;
- установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;
- международные рас ...
Основные индикаторы конъюнктуры рынка
“К основным индикаторам конъюнктуры биржевого рынка ценных бумаг относятся следующие:
1. Торговое сальдо, т.е. разница между объемом продаж и покупок ценных бумаг – свидетельствует об уровне покупательской способности;
2. Объем реализац ...