В обществе рыночных отношений экономика, идеология, культура, другие социальные сферы пронизаны стремлением развития и совершенства. В экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности людей. Развитие и изменение форм государственного устройства обязательно сопровождается преобразованием налоговой системы.
В свою очередь налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на динамику и структуру общественного производства, развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство общества. Основными объектами государственного регулирования экономики посредством налогообложения являются производственно-хозяйственный процесс, отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательская работа, внешнеэкономические связи, экология.
Налогообложение как экономический регулятор рыночного хозяйства во многом предопределяет социально-экономическое развитие общества. Стратегия полной экономической свободы, ориентации на социальное рыночное хозяйство, расширения спектра товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности непосредственно связана с социально-экономическими аспектами налоговой политики. При этом социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения экономического роста и социального прогресса. Снижение налогового бремени несомненно должно было повлечь легализацию получаемых доходов и уплату налоговых платежей в полном объёме своевременно и в срок. Однако нахлынувшие изменения налоговой системы не оправдали надежд отечественного производителя, потребителя и законодателя. Увеличения налоговых поступлений в казну государства и рывка экономического роста не последовало.
Статистические показатели развития России в сентябре 2002 года свидетельствуют о продолжающемся замедлении темпов экономического роста. По данным Госкомстата РФ, объём производства промышленной продукции в сентябре по отношению к августу 2002 года снизился на 1,8 %. При этом замедление промышленного роста затронуло практически все основные отрасли, ориентированные на внутренний спрос. По оценкам Госкомстата, валовая прибыль в экономике за июль снизилась с 12,3 % до 7,1 % ВВП. Как позитивный отмечают только тот факт, что валовые убытки приблизились к нулю. Таким образом, сальдированный финансовый результат по организациям оказался равным 7,7 % ВВП, что несколько выше июньского (5,3 %), но этот уровень ниже соответствующего среднего значения в 2001 году (12,9 %). Рост потребительских цен за январь-сентябрь 2002 года составил 10,3 %, рост цен производителей – 12,4%. Налоговые поступления в доходной части консолидированного бюджета за январь-август составили 1062,5 млрд. рублей при объёме валового внутреннего продукта 6 816.9 млрд. рублей.
Аналитические исследования показывают, что в сентябре этого года организации постепенно начали инвестировать средства, высвобожденные в результате снижения налоговых ставок налога на прибыль с начала января 2002 года. Тем не менее существует ряд причин, которые косвенно влияют на экономический рост посредством определения налоговой составляющей в цене товара, услуги.
Повышение тарифов естественных монополий, происшедшее летом, существенно отражается на цене товаров. Одновременно увеличились ставки акциза на бензиновые продукты. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года прирост цен производителей промышленной продукции составил 5,5 %, что на 0,8 % больше за соответствующий период 2001 года.
Значительная часть налогов включается в себестоимость товара и тем самым увеличивает его цену продажи, уменьшает прибыль фирмы, одновременно снижает возможность реализации продукции в условиях конкурентности. Поэтому в начале октября произошёл резкий скачок инфляции, за январь-сентябрь цены выросли на 10,3 %. Правительственный прогноз инфляции на 2002 год составляет 14 %.
Принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений по созданию укрупнённых амортизационных групп не в полной мере позволяет создать стабильный источник обновления производства. Ускоренная амортизация полностью включается в затраты.
Введение единой налоговой ставки на доходы с физических лиц предполагало легализацию доходов населения, но для организаций налоговая нагрузка увеличилась. При увеличении суммы выплаты вознаграждения за труд фонд оплаты труда в количественном измерении становится больше. Налоговая база при исчислении единого социального налога организации составляет минимум 35,6 %. Данная сумма налога относится на себестоимость продукции, также как и оплата труда, что так же влечёт за собой удорожание продукции, работ, услуг. Применение регрессивной шкалы единого социального налога сопряжено с рядом условий, которые для организации иногда становятся невыполнимыми. По совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.
Информация по теме:
Безотзывный подтвержденный аккредитив
Если банк-корреспондент подтверждает бенефициару аккредитив, то тем самым он обязуется произвести платеж по документам, соответствующим аккредитиву и поданным в срок. Следовательно, в этом случае бенефициар наряду с обязательством банка, ...
Консультационные слуги банка, информационно-аналитические услуги банка
Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направлениями консультационной деятельности банков могут быть следующие:
- информационно посреднические услуги, которые предполагают подбор учредителей, участников научно-технической разра ...
Совершенствование бюджетного процесса, основанное на программно-целевом
методе формирования бюджета
Необходимость перехода к формированию бюджета по программно-целевому методу является одним из главных направлений бюджетной политики на 2002 год. Программное бюджетирование определено и в Бюджетном кодексе. Важность программно-целевого по ...