Финансовая система государства представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), урегулированных финансово-правовыми нормами, с помощью которых государство создает, разделяет и использует централизованные и децентрализованные фонды средств.
Государственная финансовая система Украины состоит из четырех звеньев:
- государственного бюджета;
- финансов местных органов власти;
- специальных внебюджетных фондов;
- финансов государственных корпораций.
В связи с демократизацией государственного устройства и управления в Украине значительное развитие приобретает местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общественные интересы территориальных обществ сел, поселков, городов. В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительские и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.[13, С. 30-35]
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т.д. С государственного бюджета в местные бюджеты передаются средства в виде дотаций. Этим самым государство влияет на выравнивание социально-экономического развития территорий.
В связи с определенными выше процессами возрастает роль местных финансов. Следует обратить внимание, что эти понятия не исчерпываются финансами местных органов власти. Поскольку существенными проявлениями финансов как экономической категории являются экономические и общественные (социальные) отношения, то местные финансы взаимосвязаны с социально-экономическим развитием региона. Поэтому, анализируя местные финансы, мы не можем не сказать о средствах организаций, предприятий всех форм собственности, которые направляются на развитие социальной инфраструктуры региона и на удовлетворение общественных интересов и потребностей.
Рассмотрим сущность местных финансов. Во-первых, это экономические отношения, которые отображают движение средств, например:
– формирование доходной и расходной части местных бюджетов;
– межбюджетные отношения;
– формирование и использование региональных внебюджетных фондов;
– местные займы, лотереи и т.д.;
– создание коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений;
– перечисления в местные бюджеты налогов и других обязательных платежей предприятиями разных форм собственности;
– деятельность предприятий по созданию фондов средств разнообразного назначения;
– создание и функционирование благотворительных фондов и т.д.
Все указанные выше экономические отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, поскольку с движением средств изменяется и их собственник. Например, часть прибыли предприятий в виде налогов удерживается в бюджет, перераспределяется на рассмотрение органов местной власти. О местных финансах как о перераспределительной категории можно говорить с точки зрения сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.[14, С. 100-120]
Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей и содействие социально-экономическому развитию региона. Природно, что другое проявление сущности местных финансов – социальное. Выявляются различные отношения между участниками производственной и непроизводственной сферы, с одной, стороны, и предприятиями и государством, с другой, например:
– финансирование учреждений и организаций образования, культуры, науки, охраны здоровья, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения;
– использование местных финансовых ресурсов на: мероприятия по охране окружающей природной среды, обновление памятников природы и культуры, которые находятся в ведомстве соответствующих органов власти; на облагораживание городов, сел, поселков, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети путей соответствующего подчинения; на содержание органов самоуправления; на защиту прав потребителей и т.д.
Даже такой неполный перечень путей перераспределения централизованных фондов средств (в виде бюджета и внебюджетных фондов) указывает на решающую роль местных финансов в обеспечении конституционных прав граждан.
Информация по теме:
Ответственность резидентов за проведение операций с валютными ценностями
без получения соответствующей лицензии
Незаконные скупка, продажа, обмен или использование валютных ценностей как средства платежа или как залога, то есть совершение этих действий без соответствующего разрешения (лицензии), если наличие такого разрешения (лицензии) является об ...
Использование и ведение текущего валютного счета
Как уже было сказано выше предприятие – резидент открывает в уполномоченном банке одновременно два валютных счета: текущий и транзитный.
Операции по наличию и движению валюты отражаются в учете по текущему валютному счёту как в иностранн ...
Понятие векселя
По определению Письма ЦБ РФ от 9 сентября 1991 года № 14-3/30 “О банковских операциях с векселями” вексель — это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство; ценная бум ...