Бухгалтерская оценка вложений во внеоборотные активы

Страница 4

Пример (хозяйственный способ строительства). Организация строит здание хозяйственным способом. Для строительства приобретены материалы на 1 200 000 рублей, в т. ч. НДС. Начислена зарплата с отчислениями (общая сумма) 300 000 рублей. Объект введен в эксплуатацию.

Таблица 2.1.6

Журнал регистрации хозяйственных операций

* - 1 300 000х20:100=260 000

В отечественном бухгалтерском учете первоначальная стоимость приобретенных объектов основных средств определяется на основе прин­ципа фактических затрат. Вместе с тем может быть предложена система учета скидок, предоставляемых поставщиком в связи с объемом годовых закупок, годовым оборотом или за единовременную оплату денежными средствами. В том случае, если организация-покупатель не использовала систему скидок, основные средства приходуются по контрактной стои­мости, уменьшенной на сумму скидок, а неполученные скидки отражаются в качестве операционных расходов. Такой подход, вполне отвечает принципам ведения учета в условиях рыночной экономики, со­гласно которым допускаемые потери организации должны оперативно выявляться и отражаться в учете.

Указанная система учета скидок находит применение в зарубежном учете. Так, немецкий экономист-бухгалтер, профессор Йорг Бетге в книге «Балансоведение» отмечает, что имущественные объекты всегда оцени­ваются по стоимости, сниженной на сумму сконто (скидки, предоставляе­мой за единовременную оплату денежными средствами). Неиспользо­ванное сконто покупателю следует учитывать как расходы по выплате про­центов [20, 144].

Дополнительные затраты, связанные с приобретением основных средств, также вызывают ряд учетных проблем. В практике деятельности организаций широко распространены ситуации, когда дополнительные затраты приходятся на несколько объектов основных средств, в этом слу­чае возникает проблема учета и распределения таких затрат между отдельными видами основных средств. В момент возникновения дополни­тельные затраты обобщаются на счете 08. Распре­деление их между отдельными видами основных средств должно произ­водиться по мере фактического оприходования объектов основных средств пропорционально стоимости их приобретения.

Однако в некоторых случаях понесенные затраты могут не привести к желаемому результату. Если организация по каким-либо причинам отка­жется от приобретения основных средств, то дополнительные затраты, по сути, будут представлять ее убытки. Поэтому при признании этих затрат убыточными их вполне логично отразить в учете бухгалтерской записью по дебету счета "Прибыли и убытки" и кредиту счета "Вложения во внеоборотные активы".

Однако, на убытки организации можно от­нести дополнительные затраты только в том случае, если они связаны с конкретными объектами основных средств, не приобретенными органи­зацией. Если дополнительные затраты (например, суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобре­тением основных средств) приходятся на приобретенные и не приобре­тенные объекты, то они должны быть распределены только между приоб­ретенными объектами и включены в их первоначальную стоимость. Это объясняется тем, что базовая величина не приобретенного объекта ос­новных средств не определена и нет оснований для расчета доли допол­нительных расходов, приходящейся на данный объект.

Нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет основных средств, не определен конкретный перечень последующих за­трат, включаемых в первоначальную стоимость приобретенных объектов. Последующие затраты необходимы для приведения объектов основных средств в состояние, в котором они пригодны к эксплуатации. Для установ­ления состава последующих затрат большое значение имеет время осу­ществления этих затрат. Последующие затраты производятся с момента приобретения основных средств до момента начала их непосредствен­ной эксплуатации. Затраты, возникающие вне этого временного отрезка, не могут быть отнесены к последующим затратам.

При приобретении объектов основных средств, уже ранее бывших в эксплуатации, нередко осуществляются затраты по их ремонту. В том случае, если затраты, связанные с ремонтом основных средств, произво­дятся в период до момента начала непосредственной эксплуатации ос­новных средств, указанные затраты целесообразно включить в состав по­следующих затрат.

Состав последующих затрат определяется видом приобретенных объектов основных средств. Так, при приобретении оборудования после­дующими затратами могут быть затраты на монтаж оборудования, про­верку безопасности его работы, затраты на пробный пуск и отладку, испы­тания с целью проверки готовности оборудования к эксплуатации.

В практике работы организаций очень часто возникают затраты на обучение персонала работе на приобретенном оборудовании. При при­обретении импортного оборудования обучение осуществляется иностран­ными партнерами. В связи с этим возникает проблема учета таких затрат. Действующим Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, затраты по обучению, относимые на себестоимость выпускае­мой продукции, конкретно определены и нормативно отрегулированы. На себестоимость выпускаемой продукции могут быть отнесены только за­траты на оплату услуг по обучению, осуществляемому в соответствии с договорами с учебными заведениями, имеющими право на осуществле­ние деятельности по обучению. При таком подходе затраты по обучению работы на приобретенном оборудовании иностранными партнерами или работниками других отечественных организаций должны быть капитали­зированы, поскольку являются затратами по доведению до состояния, в котором основные средства пригодны к использованию. Для правильно­го учета произведенных затрат по обучению необходимо исходить из при­нципа сопоставления произведенных расходов доходам организации. Затраты по обучению работы на оборудовании ведут к повышению эф­фективности работы не самого оборудования, а сотрудников организа­ции. Исходя из этого, целесообразно относить затраты по обу­чению работе на приобретенных объектах основных средств в состав затрат по осуществлению деятельности организации для последующего соотнесения их с доходами организации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Преимущества и недостатки инкассовой формы расчетов для экспортеров и импортеров
Преимущества инкассирования для экспортера: 1. Представляющий банк может иметь больший вес или большее влияние на иностранного покупателя и может изыскать платеж с трассата, если торговля осуществлялась в соответствии с условиями открыто ...

Основные принципы кредитования
Процесс кредитования в Банке осуществляется согласно действующему законодательству Украины, а также в соответствии с Положением “О кредитовании” и другими нормативными документами Национального Банка Украины. Кредиты предоставляются субъ ...

Виды ценных бумаг
Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ). В качестве основных ценных бумаг выступают акции, облигации, казн ...