При создании карточной системы банку предстоит решить множество вопросов. Диапазон этих вопросов простирается от выбора технологической платформы, до маркетинговых изысканий направленных на изучение рынка данного вида услуг.
Достижения технического прогресса последних десяти лет сделали возможным использование в платежных системах новейших технологий на базе микропроцессорных карт. Этот переход на новые системы в западных странах замедляется и откладывается из-за огромных капиталовложений, которые банки в свое время сделали в традиционную, существующую сегодня технологию магнитных карт, инфраструктуру из сотен тысяч банкоматов, миллионов торговых терминалов и специализированных высококачественных сетей передачи данных. Эти системы отлажены, работают, а потери, связанные с мошенничеством, статистически вычисляются и учитываются как неизбежные эксплуатационные издержки. Причина, по которой западные банки все же активно работают сегодня над использованием смарт-карт в платежных системах, это, в первую очередь, стоящая задача на сокращение расходов на эксплуатацию системы.
Ситуация на Российском рынке абсолютно иная. С одной стороны, очень низкая кредитоспособность массового клиента, отсутствие высококачественных разветвленных и надежных средств коммуникаций (особенно на периферии) и высокий уровень криминальности делает практически невозможным применение стандартных западных систем в национальном масштабе. С другой стороны, находясь на начальном этапе своего развития, российские системы имеют уникальную возможность использовать все последние технологические достижения. Вот почему количество поставщиков платежных систем на Российском рынке столь велико. Многие из этих фирм, реально оценивая ситуацию, предлагают только микропроцессорные карты в качестве базового элемента систем.
Кроме того, и крупнейшие международные системы (VISA, EUROPAY и др.) перестраивают свою маркетинговую политику по мере осознания того факта, что борьба за будущий стандарт платежных систем уже развернулась и полигоном для этой борьбы становится российский рынок. В этой ситуации российский банк стоит перед сложной задачей выбора платежной системы. В результате решения данной задачи банк должен определить направление своих инвестиций и направление развития своей платежной системы на ближайшие десять лет.
При формировании платежной системы в России у банка два основных направления:
· это участие в уже существующих платежных системах как российских, так и зарубежных;
· создание собственной платежной системы.
Вставая на путь участия в уже существующих карточных проектах, банк однозначно расширяет сферу своей платежной системы за счет уже существующих участников. Но за это банку приходится платить, в виде вступительного взноса, в виде процента за обслуживания своих карт. Первый путь является самым простым и вполне подходит для банков, в регионе которых уже существуют другие платежные системы (при условии, что банк, устраивает техническое развитие платежной системы). Но учитывая специфику российского рынка платежных систем банк может, без особых затрат пойти по второму пути. Второй путь предпочтительней для создания именно региональных систем. Мировая практика показывает, что пользователь пластиковых карт, убедившись в удобстве и выгодности их использования, имеет в своем кошельке целый арсенал платежных средств в виде разнообразных пластиковых карт. Это означает, что при наличии именитых конкурентов на рынке, банк, создавший свою платежную систему при определенной политике, может найти своего клиента.
Основными критериями выбора платежной системы являются:
· маркетинговая оправданность;
· технологические характеристики;
· оценка рисков;
· защищенность инвестиций;
· экономическая эффективность.
Маркетинговая оправданность заключается в подходе к созданию системы, к выбору предоставляемых услуг, с целью максимально удовлетворить потребности потенциальных клиентов.
Под технологическими характеристиками здесь понимается: современность технологий, соответствие уже существующим стандартам и возможностью функционального объединения с действующими системами. Очень важным техническим вопросом является вопрос стандартизации. Стандартизация пластиковых карт осуществляется на международном уровне, организацией по стандартам (ИСО) в составе совместного с Международной электротехнической комиссией (МЭК) технического комитета (ИСО/МЭК СТК1) создан подкомитет ПК17 для руководства разработкой стандартов, относящихся к пластиковым карточкам и различным аспектам их использования.
На основе этих стандартов национальные организации по стандартизации создают свои нормативные базы. В России подобные разработки начались с большим запозданием из-за отставания во внедрении систем с пластиковыми карточками, но в январе 1995 г. Госстандарт РФ и Госкоминформ РФ образовали в составе технического комитета "Информационные технологии" (ТК22) подкомитет ПК117 с названием, аналогичным названию соответствующего подкомитета ИСО/МЭК, а именно "Идентификационные карточки и соответствующие устройства". Подкомитет образован на базе Сбербанка России. В состав подкомитета вошли представители Центрального банка России, Ассоциации российских банков, ФАПСИ, ряда ведущих банков и организаций, заинтересованных в том, чтобы принять участие в формировании документов, которыми придется руководствоваться в дальнейшем, и в том, чтобы влиять на политику в области внедрения пластиковых карточек.
Информация по теме:
Правовой и экономический аспект кредитного договора
До недавнего времени в правовой литературе существовал спор о правовой природе кредитного договора.
Авторы, рассматривающие договор банковской ссуды как особый самостоятельный договор, объясняли свою точку зрения главным образом особой ...
Разновидности аккредитивов
В аккредитивной операции участвует несколько сторон, каждая из которых имеет установившееся наименование. Банк-эмитент
финансовое учреждение, чье обязательство произвести платеж, собственно, и именуется аккредитивом в узком смысле. Прика ...
Приоритеты внутренней интеграции
При переходе от экономики командного типа (плановой и закрытой) к экономике свободной (рыночной и открытой) возникает вопрос: какие отношения "освобождать" в первую очередь - внешние или внутренние? Если внешние, то экономика, о ...