а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.
Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.
Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль). Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и совершенствование.
Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.
б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:
- устойчивость;
- полнота;
- действенность и т.д.
Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.
Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:
Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.
Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.
В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.
Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п.
В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев (устойчивых черт), обусловленных:
1) характером производственного процесса;
2) спецификой системы управления и руководства;
3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
4) особенностями внешних воздействий.
Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; 3) упрощенность системы сбыта.
Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием; 2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функциональные области; 3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия решений.
В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия; 2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Информация по теме:
Структура рынка ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск(эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком , где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
По организационным формам ...
Анализ ликвидности
Требования достаточной прибыльности коммерческого банка всегда наталкиваются на ограничения относительно его ликвидности и платежеспособности. В этой связи принято говорить о существовании противоречия между вкладчиками и держателями его ...
Центральные банки
Центральные эмиссионные банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования центрального эмиссионного банка госу ...