Экономическая сущность малого предпринимательства

Банковское дело » Кредитование проектов малого предпринимательства » Экономическая сущность малого предпринимательства

Страница 1

Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производ­ства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена произ­водственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокуп­ностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм органи­зации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, “отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства” (14, с.84).

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производст­венных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики ста­новится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2) специализация на каком-либо виде деятельности;

3) реализация произведенных то­варов (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

1) личном труде владельца и членов его семьи;

2) использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприя­тий и потому являющийся специфической об­щественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в ка­честве особого размерного уклада характери­зует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответствен­ности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (21, с.69).

Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к дан­ному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия. Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Банковские инвестиции, управление портфелем ценных бумаг
Вложения банковских ресурсов (как правило, на длительный срок) - в облигации государственных займов, акции промышленных компаний и другие высокодоходные ценные бумаги Этим достигается рассредоточение вложений и получение дополнительной пр ...

Виды кредита
Вид кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране есть свои особен­ности ...

Управление риском изменения процентных ставок
Среди всех видов рисков, с которыми сталкиваются банки, не найдется другого, анализу и контролю которого уделяется столько внимания в последние годы, как риску процентных ставок, поскольку изменение уровня процентных ставок может негативн ...