§ изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
§ резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
§ замена ключевых сотрудников;
§ увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;
§ плохое состояние финансовых отчетов;
§ принятие необоснованного риска;
§ установление нереалистичных цен на продукцию;
§ медленная реакция на ухудшение рыночных условий;
§ слабый операционный контроль;
§ отсутствие преемственности в руководстве;
§ потеря важных клиентов;
§ создание спекулятивных запасов;
§ отсрочки замены устаревшего оборудования и т.д.
Если кредитный инспектор считает, что деловое и финансовое положение Заемщика ухудшилось до степени, угрожающей возможности погашения кредита, Банк может потребовать от Заемщика представить программу, исправляющую ситуацию и предпринять меры, снижающие риск Банка.
Если программа, разработанная для исправления ситуации, негативно оценивается Банком, Банк имеет право потребовать предоставления дополнительного обеспечения кредита или произвести расторжение кредитного договора.
В банке для осуществления контроля за ходом погашения кредита формируется специальное кредитное досье, где сосредоточена вся документация по кредитной сделке и все необходимые сведения о заемщике. Документы группируются следующим образом:
- материалы по кредиту (копии кредитного договора, долговых обязательств, гарантийных писем и т.д.);
- финансово-экономическая информация (финансовые отчеты, аналитические таблицы, налоговые декларации; бизнес-планы и т.д.);
- материалы о кредитоспособности клиента (аналитические отчеты кредитных инспекторов, сведения, полученные от других банков, ответы на запросы и т.д.);
- документы по обеспечению кредита (договор залога, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т.д.);
- переписка по кредиту (переписка с клиентом, записи телефонных разговоров и т.д.).
Конечная цель мониторинга - обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процентов по кредиту. Кредиты, по которым возникают трудности с погашением, называются проблемными кредитами. Появление проблемного кредита, как правило, не является неожиданным.
Проблемными, прежде всего, могут стать кредиты, риск по которым является повышенным. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и потерей процентов.
Ущерб, наносимый банку, значительно больше и он может быть связан с другими обстоятельствами:
§ подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и т.д.;
§ увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала непроизводительного расходования времени на поддержание статус-кво;
§ повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
§ средства будут заморожены в непродуктивных активах;
§ возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Итак, как уже говорилось ранее, в случае отклонения от срока возврата, оговоренного в кредитном договоре, или запланированного графика погашения по кредиту, а также в случае других негативных изменений в состоянии Заемщика предлагается переводить кредит в разряд “Специальный контроль”
. После чего возможно использовать следующую процедуру отработки кредита.
Банк может сохранять кредит в статусе “Специальный контроль” в течении 10 дней. В этот период банк рассматривает различные варианты решения проблемы. Если по истечении указанного срока проблема не устранена, однако имеются основания ожидать возврат кредита, то кредит классифицируется как проблемный
и проводится работа по его отработке, если же таких оснований нет, то кредит следует классифицировать как безнадежныйи проводить мероприятия по закрытию задолженности. В обоих случаях кредит переходит из сферы контроля кредитной администрации в подразделение по работе с проблемными активами.
Информация по теме:
Различие в понимании банка как основного элемента банковских систем
В мировой банковской практике конкуренция между банками и не банковскими кредитными учреждениями, а так же среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельности, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, как ...
Международные банковские сети и системы
Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств по подложным документам.
Т ...
Автоматизация банковских операций
Первые банковские компьютеры появились в США в конце 50-х годов и предназначались для автоматизации обработки платежных документов (чеков, платежных поручений). В 1959 г. в Bank of America начала работать электронная установка для осущес ...