Официальный запрос заемщика
, который должен содержать цель кредита, его сумму, предполагаемые сроки использования и погашения кредита, наименование товара , который планируется закупить, сведения о фирме-продавце.
С целью проверки этой информации кредитный отдел банка запрашивает у заемщика проект контракта и обычно связывается по телефону с фирмой-продавцом. Такой путь подходит, когда в качестве продавца выступает крупная фирма. что же касается мелких торговых фирм, то в таких случаях лучше заказывать специальное расследование консультационной или аудиторской фирме. И уже первые данные, полученные в ходе расследования, о том, например что такой торговой фирмы не существует, она имеет другую специализацию или пользуется дурной славой, служат достаточным основанием для прекращения дальнейших переговоров с заемщиком.
Копии уставных и учредительных документов
заемщика, фамилии должностных лиц, уполномоченных наведение переговоров с банком.
Кредитный отдел банка, как правило, проверяет достоверность учредительных документов, используя личные связи и контакты в Регистрационной палате. Служба безопасности банка выезжает на место, чтобы убедиться в достоверности указанных в документах адресов заемщика, телефонов, поговорить с сотрудниками компании. Служба безопасности может проводить такие операции как официально, так и неофициально, используя вымышленные предлоги или документы.
Оригиналы официальных отчетных форм
: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, приложение к балансу предприятия. Как правило, отчетные формы запрашиваются за последние 2-3 года.
Затем, используя личные связи и контакты в налоговой инспекции, к которой прикреплен заемщик, служба безопасности банка пытается установить достоверность предложенной отчетности(при этом не следует забывать, что такая «контрольная» работа приходит в противоречие с действующими инструкциями налоговой службы). Если проверка заканчивается успешно, то кредитный отдел начинает анализировать документы уже на предмет содержащейся в них финансовой информации. Проблема в том, что, по самой осторожной оценке, официальная бухгалтерская отчетность может искажать величину реальных финансовых ресурсов предприятия, а также величину вложения этих ресурсов (в сторону завышения) на 40-50%. Поэтому следует использовать специальные методики проверки и оценки финансового положения заемщика. К основным принципам таких оценок относятся:
1. Принцип единства оценки: оценивается не сумма стоимостей, а результат взаимодействия различных сторон и составляющих предприятия.
2. Оценка должна основываться на анализе прошлого (3-5 лет) и настоящего.
3. Принцип ориентации на будущее: оценка проводиться на определенную дату, но выявляются изменения, которые могут произойти в будущем.
4. При оценке следует руководствоваться принципом «средних ожиданий», исходить не из максимальных значений и не из минимальных. Это значит, что определяются те и другие, но лишь для того, чтобы определить верхнюю и нижнюю границы риска и средние значения.
5. Принцип достоверного и реального отражения имущества предприятия, который включает в себя следующее:
· отражение основных средств по оценке потребителя за вычетом амортизационных отчислений;
· отражение при оценке активов рыночного курса валюты и изменения цен;
· отражение стоимости ценных бумаг по биржевому курсу;
· применение наименьшей оценки при изменении рыночного курса;
· отражение затрат на приобретение товара без добавленной стоимости.
6. Принцип наилучшего использования имущества предприятия.
7. Принцип четкого ограничения оцениваемого объекта.
8. Учет возможных изменений в налогообложении.
9. Концентрация на самых существенных деталях.
10. Оценка должна базироваться на анализе прогнозов и ситуаций и оценке будущей выгоды.
11. Принцип оценки по использованию аналогичных ситуаций.
Возможно использование рейтингового анализа финансового состояния заемщика, основы которого разработаны в Финансовой академии при Правительстве РФ.
По итогам рейтинга в зависимости от количества набранных балов предприятие может быть отнесено к одному из классов:
· Высший класс - абсолютно устойчивое финансовое состояние.
· Первый класс - устойчивое финансовое состояние, небольшие отклонения от нормы.
· Второй класс - имеются признаки финансовой напряженности, которые могут быть устранены. Кредитование возможно под повышенный процент.
· Третий класс - предприятия повышенного риска.
Кроме рейтингового анализа возможно применение метода аудиторской проверки. Кредитный отдел может потребовать от заемщика предоставить официальное аудиторское заключение.
Информация по теме:
Методы регулирования рисков
Очень важной составной частью выработки стратегии риска является разработка мероприятий по снижению или предупреждению выявленного риска. Вообще, для описания действий, направленных на минимизацию финансового риска, применяется термин ...
Банк Англии на современном этапе
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальн ...
Операции отделения банка
Отделение банка может выполнять следующие банковские операции и услуги:
· Прием, выдачу вкладов и других сбережений;
· Прием платежей от клиентов;
· Долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;
· Продажу, по ...