Вопрос внесенный в заголовок, относится в условиях современной России к числу сложнейших. Узнать, где, у кого и как возможно найти, а главное, как получить добротную информацию, которая позволяла бы работникам банков принимать квалифицированные решения в ходе кредитного процесса, очень и очень трудно. Аренда кофемашины +в офис читать далее.
источником информации для анализа кредитоспособности предприятий являются баланс и форма № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использование».
При рассмотрении отчетности заемщика кредитору необходимо установить: платежеспособен ли он, ликвиден ли его баланс, есть ли (и в каком размере) чистый оборотный капитал, насколько маневренно используются средства, в какой степени он зависит от используемых источников средств, устойчив ли в финансовом отношении, какова перспектива улучшения его финансово-хозяйственной деятельности, доходна ли та область деятельности, которой он занимается. чтобы ответить на этот вопрос, лучше или хуже работало предприятие в отчетный период, необходима динамика соответствующих показателей.
Для ответа на поставленные вопросы указанных двух документов недостаточно. Кроме того, нередко вызывает сомнения достоверность данных, присутствующих в названных отчетных документах предприятий. Именно эти обстоятельства обеспечивают все более широкое поле деятельности, например, для частных информационных агентств и служб ( включая иностранные ), которые предлагают банкам свои соответствующие услуги.
Однако неверно было бы делать основную ставку на указанного рода информационные агентства (о причине см. ниже). Равным образом не решат всех проблем и научно-исследовательские институты. Главная практическая работа по поиску, получению и оценки информации о потенциальных заемщиках лежит и будет лежать на самих банках. И, кстати, многие российские банки уже успели выработать свои подходы к данному виду работы. Тем не менее ситуация в целом остается напряженной.
В настоящее время ни в одной из государственных информационных систем Российской Федерации невозможно найти достоверных и всеобъемлющих баз данных, пригодных для использования в банковской сфере. Структуры государственной статистики потеряли сою организационную целостность, особенно на районном уровне, отчетность перед ними предприятий государственного и негосударственного секторов перестала иметь обязательный характер.
Что касается налоговых инспекций, то у них не хватает квалифицированных специалистов, современной вычислительной техники. Несмотря на то, что налоговые службы располагают наиболее достоверной финансовой информацией, они перегружены текущей контрольно-учетной работой с громадным количеством предприятий частного сектора, и у них не остается времени для создания агрегированных баз данных.
Таким образом, полагаться на государственные структуры при поиске информации о заемщиках невозможно, поскольку госстатистика не располагает достоверными сведениями, а налоговая служба - возможностями, которые позволили бы ей вести поисково-информационную работу одновременно с контрольно-налоговой. Кроме того, действующие в настоящее время инструкции запрещают налоговой инспекции предоставлять какую -либо финансовую информацию по обслуживаемым предприятиям и организациям.
Сейчас активно развиваются частные агентства и службы. Только в Московском регионе насчитывается более 200 организаций подобного профиля. Однако базы данных, которыми они располагают, носят отрывочный характер, не согласуются друг с другом и с государственными системами. Частные службы не располагают и практическим опытом по решению информационно-поисковых задач.
В целом схема сбора и анализа информации о потенциальном клиенте, по которой работает кредитный отдел банка, а в некоторых случаях и служба безопасности банка, состоит из двух основных блоков: это получение от клиента определенных документов, справок, отчетов, заявлений и последующая официальная и неофициальная проверка содержащихся в них фактических сведений.
Сейчас банки требуют от потенциальных клиентов от 9 до 24 различных документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Несмотря на то что не существует официальной процедуры работы с ними и по существу каждый банк по своей собственной схеме собирает эти документы, в целом они должны содержать все необходимые сведения о заемщике: его юридический статус, адреса, банковские реквизиты, отражать текущее и прошлое финансовое состояние, содержать сведения о сделке или проекте, которые планируется кредитовать, намечать пути погашения кредита.
Чтобы не запутаться в этом огромном объеме разнообразной финансовой и экономической информации, рассмотрим основные виды документации, испрашиваемой и проверяемой службами банка.
Информация по теме:
Банковская система России в цифрах
Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений. Коммерческие банки начали развиваться ...
Международная система SWIFT
В 1968 г. была начата работа над проектом создания межбанковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financical Telecommunication).
Целью ее создания было обеспечение всех участвующих в проекте банков (и других финансовых орга ...
Основы организации межбанковских расчетов
Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и потребителями продукции порождает взаимные расчеты между банками. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными бан ...