Помимо кредитных операций коммерческие банки Приднестровской Молдавской Республики активно работают на межбанковском кредитном рынке, а также участвуют в операциях с ценными бумагами. Однако полномасштабное проведение последних значительно затруднено неразвитостью фондового рынка.
Как показывает опыт функционирования отечественных и зарубежных кредитно-финансовых организаций, одним из необходимых условий успешной работы банка является мониторинг коммерческих банков.
Одной из основных задач центрального банка ПМР выступает поддержание стабильности и надежности банковской системы. В условиях изменяющейся экономической ситуации в республике, и в первую очередь среды функционирования коммерческих банков, обеспечение регулирующих, надзорных и стимулирующих функций Приднестровским республиканским банком, мониторинг коммерческих банков выходит на первый план. В этой связи проведение в ноябре 2001 года анкетирования коммерческих банков имело своей целью установление дополнительного информационного канала между Центральным банком, осуществляющим государственную политику в монетарной сфере, и коммерческими банками, являющимися проводниками денежно-кредитной политики ПРБ. Посредством анкетирования финансовых субъектов Приднестровский республиканский банк стремится наладить процесс гармонизации отношений между Центральным и коммерческими банками, учитывая мнение субъектов финансового посредничества по тем или иным вопросам.
Система мониторинга банковской системы охватывает три большие сферы:
- макроэкономические исследования: постоянные наблюдения за преобладающими в экономике тенденциями позволяет определить возможные направления деятельности банковской системы, поскольку перспективы ее развития напрямую связаны с изменениями, происходящими в реальном секторе экономики;
- исследования различных сегментов денежного и финансового рынков: от их состояния в немалой степени зависит финансовое положение кредитных организаций, так как это непосредственная сфера их деятельности;
- анализ состояния непосредственно банковской системы.
Задачами мониторинга банковской системы являются:
- систематическое наблюдение за функционированием банковских учреждений;
- контроль взаимодействия денежно-кредитной сферы и реального сектора экономики, оценка влияния такого взаимодействия на макроэкономическую стабильность государства;
- превентивное (на самых ранних стадиях) обнаружение проблем в банковском секторе;
- формирование позиции относительно целесообразности и своевременности применения инструментов регулирования.
На первом этапе анкетный опрос включал следующие категории вопросов:
- текущее состояние банка и оценка его развития в ближайшей перспективе;
- основные источники средств банка и направления их размещения;
- факторы, определяющие те или иные процессы и тенденции в деятельности банка.
В обследовании приняло участие 10 банков республики, причем руководители банковских учреждений отметили свое положительное отношение к подобного рода мероприятий.
Состояние банковской системы республики за 9 месяцев 2001 года характеризовалось расширением ресурсной базы коммерческих банков, в том числе средств, размещенных на депозитных счетах населения, увеличением объема межбанковского кредитования. При этом сравнительно низкий уровень инфляции (19,5% за январь-сентябрь 2001 года против 65,0% за январь-сентябрь 2000 года) обеспечил реальный рост данных показателей. Указанные факты нашли отражение и в ответах руководителей банков относительно ситуации в финансовой сфере – 60% опрошенных отметили ее улучшение по сравнению с началом 2001 года.
Информация по теме:
Критерии выбора платежной системы на пластиковых картах
При создании карточной системы банку предстоит решить множество вопросов. Диапазон этих вопросов простирается от выбора технологической платформы, до маркетинговых изысканий направленных на изучение рынка данного вида услуг.
Достижения т ...
Эволюция межбанковских расчетов
Примерно шесть-семь лет назад единственным средством передачи платежей между банками была система РКЦ. Схема передачи платежной информации в бумажной форме (электронные копии платежек появились не сразу) была такой: Клиент-Отправите ...
Международные корреспондентские отношения банков на примере ОАО
«ИМПЭКСБАНК».
Сначала необходимо дать понятие банковским корреспондентским отношениям как экономической категории.
Корреспондентские отношения – это традиционная форма банковских связей, используемая в основном при обслуживании внешней торговли и вклю ...