Относительно первой группы мер необходимо отметить, что основной причиной недостаточной кредитной активности банков является не низкий уровень рефинансирования, а сохраняющиеся высокие риски вложений в реальный сектор экономики. Без решения этой проблемы форсированный рост объемов рефинансирования банков может привести к неоправданному росту денежной массы, не востребованной реальной экономикой, и в результате – к инфляции спроса.
Прямое государственное участие в рекапитализации банковской системы ограничено бюджетными возможностями, поэтому основной акцент должен быть сделан на формировании государством благоприятных условий рекапитализации и функционирования банковской системы. В первую очередь должны быть урегулированы вопросы адекватного определения доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы, улучшено законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечены более благоприятные налоговые условия для иностранных инвестиций и снижение некоммерческих рисков вложений.
Относительно третьей группы мер необходимо отметить, что ПРБ придерживается неизменной позиции – регулятивные требования должны быть единые для всех кредитных организаций, действующих на территории приднестровской молдавской республики. Действительно, надзорные требования не могут рассматриваться как инструмент активизации кредитования реального сектора экономики. Цель реализации этих требований совершенно другая – обеспечение устойчивости кредитных организаций и банковской системы в целом. При этом не вызывает сомнения, что регулятивные ограничения не должны необоснованно препятствовать процессу роста кредитной активности банков, и в этом плане ПРБ предпринимаются определенные меры.
Масштаб и сложность проблем реструктуризации сектора материального производства, с одной стороны, недостаточно высокая роль банковской системы в экономике республики и незначительные масштабы ее участия в инвестиционном процессе, состояние ресурсной базы и уровня капитализации, с другой, ограничивают реальные возможности банковского сектора и требуют комплексного решения этой проблемы. При этом обязательным условием расширения операций банков с реальной экономикой должно являться обеспечение финансовой устойчивости банковской системы. Для реализации указанной задачи необходимо обеспечить:
в части развития банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций, - развитие механизмов и инструментов распределения и минимизации рисков. Для проектов, имеющих особое (приоритетное) значение с точки функционирования экономики республики, эти механизмы и инструменты при проведении банками кредитных операций с субъектами реальной экономики должны включать государственные гарантии. Гарантии могут включать субсидирование процентных или (и) возврат определенной части кредита. Предоставление синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками и страхование исполнение обязательств по выданным ссудам, реализация мер по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, транспарентности информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе, также могут оказать существенное влияние на снижение уровня риска вложений;
в части создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы – повышение доверия к банковской системе на основе укрепления банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, транспарентности банковской системы. ПРБ ведется работа по совершенствованию методики и организации надзора по следующим основным направлениям: повышение оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности, развитие практики оценки рисков на индивидуальной и консолидированной основе, в том числе путем включения данных об операциях с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп, расширение состава инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери. Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе должно стать введение в практику расчета и публикации данных о надежности и стабильности банковской системы. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам, международным финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности банковской системы.
Информация по теме:
Кредитный риск коммерческого банка и методы его расчета
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременным ...
Контокоррентный кредит, онкольный кредит
Контокоррентный (разновидность-овердрафт). Контокоррент - единый активно-пассивный счет (при его открытии расчетный счет закрывается). Кредит предоставляется на разрыв в платежном обороте клиента. Кредитование осуществляется в пределах кр ...
Проблема отсроченных кредитов
Одним из наиболее сложных на практике является вопрос о включении в себестоимость сумм кредитов и процентов по ним, срок возврата которых изменен по соглашению сторон, то есть отсрочен или пролонгирован.
Этот вопрос неоднозначно решается ...