От иностранных инвесторов в экономику области в 2001 году поступило 1 591 млн. долларов и 670 млн.руб. На долю топливной промышленности пришлось около 97 % всех иностранных инвестиций, доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений составила около 5 %. Эти данные говорят о низкой активности иностранных инвесторов и несопоставимости фактических поступлений иностранного капитала с потребностями экономики региона. Основной и, пожалуй, единственный способ привлечения финансовых ресурсов, освоенный и применяемый сегодня – краткосрочные кредиты, которые, как правило, используются для решения текущих проблем. Вот почему первым и, пожалуй, самым главным условием преодоления инвестиционного застоя, является активизация со стороны самой промышленности – поиск предприятиями своей ниши на рынке капитала, создание совместных производств с иностранными компаниями, разработка программ по реконструкции и модернизации производства. Параллельно с этим необходимо формировать полноценный региональный финансовый рынок и один из его сегментов – рынок ценных бумаг.
Отмечено, что в настоящее время в стране региональные администрации и руководители предприятий начинают осознавать, что фондовый рынок предоставляет даже больше возможностей мобилизации капиталов, чем банковское кредитование и прямые инвестиции. Фондовый рынок, в частности, обеспечивает более длительные сроки привлечения ресурсов и дает возможность “не связанного” финансирования (т. е. финансирования, не имеющего строгого целевого назначения). К новым формам мобилизации инвестиций могут быть отнесены, к примеру, субфедеральные облигации. В частности, в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской и других областях, региональные администрации к тому же стремятся заимствовать отнюдь не на латание бюджетных дыр. В центре их внимания стоят реальные инвестиционные проекты. В г. Уфе Республики Башкортостан представлен, к примеру, целый пакет инвестиционных проектов, которые могут стать основой системы региональных займов. Аналогичный путь выбирают и администрации предприятий. Так, до самого недавнего времени предприятия не использовали такую форму заимствований на фондовом рынке, как выпуск корпоративных облигаций, хотя она дает возможность привлечь средства на более выгодных условиях, чем при банковском кредитовании.
Для активного функционирования фондового рынка в России немаловажно создать информационное поле, что подразумевает организацию работ по анализу положения всех категорий эмитентов – и предприятий, и субъектов Федерации. Повышение уровня информированности инвесторов (как юридических, так и физических лиц) является главным условием для создания цивилизованного рынка ценных бумаг. Совместно с рядом ведущих научных учреждений и информационных агентств ММВБ осуществляет проработку комплекса вопросов, связанных с развитием информационного обеспечения фондового рынка. Среди этих учреждений Экспертный институт, Институт экономических проблем переходного периода, Финансовая академия, агентства Прайм-ТАСС, Скейт и др.
Немалую роль в развитии фондового рынка в регионах, в том числе и у нас, может сыграть работа, проводимая центральными органами власти и финансовыми институтами. В этой связи особое значение имеет инициатива ММВБ, НАУФОР и ФКЦБ, которые разработали и передали в Совет Федерации проект концепции создания организованного фондового рынка в регионах России. Концепция ориентирована на решение практических задач:
1. Развитие системы финансового анализа экономики регионов, установление отраслевых приоритетов развития и наиболее перспективных инвестиционных проектов.
2. Выявление и экспертизу наиболее эффективных региональных проектов на доинвестиционной стадии с учетом требований фондового рынка.
3. Создание системы рейтингов предприятий и субъектов Федерации. Эта система призвана адекватно оценивать финансовое состояние эмитентов. Развитие и обеспечит инвесторов относительно надежными критериями, которыми можно руководствоваться при определении инвестиционных приоритетов. Работа эта должна вестись на основе сотрудничества отечественных и зарубежных агентств.
4. Формирование и укрепление региональных фондовых рынков.
Кроме того требуется урегулировать федеральное и региональное законодательство, обеспечивающее создание оптимального инвестиционного климата с учетом специфики отдельных регионов. Так, в ряде регионов ведется работа над правовыми актами, направленными на создание дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Такая работа ведется, например, в Республике Саха (Якутия). В Бурятии уже несколько лет действует закон об иностранных инвестициях. Аналогичное законодательство принято в Республике Алтай. Опыт этих, а также других субъектов РФ должен послужить основой для создания в нашем регионе эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов.
Информация по теме:
Кредитный мониторинг
Кредиты служат главным источником доходов банка и одновременно главной причиной риска. От структуры и качества кредитного портфеля зависят устойчивость банка и его будущее. Поэтому все банки, отвечающие современным требованиям или стремящ ...
Банковская система РФ
Это структурная организация банков, их правовые и эк-ие принципы создания и функционирования. Функционирует в соответствии с действующим законодательством: 1. Конституция РФ (статус ЦБ). 2.ФЗ «О ЦБ» (банки России) от 26.06.02г. 3. ФЗ»О ба ...
Современная банковская система
БАНК – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Основное название банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к ...