Прежде чем коротко охарактеризовать ситуацию на региональном фондовом рынке, перечислим основные субъекты, заинтересованные в его развитии. Начнем с местных хозяйствующих субъектов, масштабы деятельности которых, как правило, не выходят за рамки территории, где они расположены и в пределах которого известны. Однако по мере развития бизнеса и получения региональной или национальной известности их ценные бумаги могут перемещаться на национальный фондовый рынок. Что касается региональных органов власти – государственных и местного самоуправления, то они прибегают к займам, в том числе посредством ценных бумаг разной срочности, для покрытия дефицита бюджета и финансирования отдельных региональных социально-экономических программ. К третьей группе можно отнести население региона, заинтересованное инвестировать свои сбережения. К четвертой – профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Первые региональные займы в России зарегистрированы в 1992 году, их объем тогда составлял 5,6 млрд. рублей по номинальной стоимости. В дальнейшем происходил рост как количества, так и объема зарегистрированных выпусков. В результате объем выпусков российских ценных бумаг органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления вырос более чем в 300 раз и составил более 20 трл. руб. на конец 1997 года. Мощность рынка региональных и муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса августа 1998 г. была приблизительно в 30 раз меньше мощности рынка федеральных займов, приближаясь к внебиржевому рынку корпоративных ценных бумаг.
Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств ситуация на рынке региональных и муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на этом рынке сделал практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов.
В настоящее время рынок региональных и муниципальных облигаций восстановился и функционирует. Эмитентами ценных бумаг являются более 60% субъектов РФ, однако более половины объема рынка занимают облигации Московского и Санкт-Петербургского займов. Крупными эмитентами являются также Татарстан, Свердловская область, Оренбург, Новосибирск, Республика Коми. Важно отметить, что очередные эмиссии многих органов местной власти сделаны повторно, это касается Республики Татарстан, администраций Волгограда и Иркутска. Ханты-Мансийский автономный округ в середине 2002 года выпустил заем на уровне 2 млрд. рублей.
На юге Тюменской области органы государственной власти и местного самоуправления в настоящее время не ведут активную политику на фондовом рынке. Основной финансовый инструмент, доступный населению Тюменской области, представлен исключительно депозитами Сберегательного банка и иностранной валютой. Эти направления инвестирования капитала не отличаются высокой доходностью, но характеризуются доступностью, надежностью и ликвидностью вложений. Ценные бумаги органов государственной власти феерального уровня потеряли свою привлекательность по причине низкой доходности (14%-16 % годовых
) и недоступности для мелких частных инвесторов (коммерческие банки-дилеры рынка ГКО-ОФЗ устанавливают ограничения на размер первоначального капитала). Формы же коллективного инвестирования не получили у нас в области достаточного распространения. Ситуация осложняется тем, что частные инвесторы потеряли доверие к ценным бумагам как инструменту вложения денежных средств из-за большого количества случаев, связанных с махинациями и мошенничеством в этом сегменте финансового рынка (по данным ФКЦБ на начало 1997 года в целом по стране было зарегистрировано 5 млн. пострадавших инвесторов, а сумма ущерба составила более 50 трл. руб.).
Информация по теме:
Платежные системы и их место в структуре безналичных расчетов
Развитие экономики любого государства сегодня невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Практика показывает, что каждодневные проблемы финансирования, кредитования эконо ...
Взаимозависимость ЦБ и коммерческих банков на региональном уровне
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:
-устойчивости работы и укреплению финансово ...
Рекомендации по повышению ликвидности и
платежеспособности банка
В качестве итогов всего вышеизложенного в данной дипломной работе я хочу представить рекомендации, способствующие повышению ликвидности и платежеспособности банка, который оказался на пределе своей ликвидности, а это возможно из-за ошибок ...