Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций, необходим бюджет, который представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности – обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.
Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств – собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают, таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием.
Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и капитальные (бюджет развития).
Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и др.
Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств).
В соответствии с функциональной классификацией расходы консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают финансирование затрат на:
государственное управление;
международную деятельность и национальную оборону:
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
Информация по теме:
Характеристика и специфика обеспечения развития
кредитных отношений в Республике Молдова
Банковская система нашего государства строится по двухуровневому принципу.
Подобное построение характерно для большинства государств. Первый уровень представлен Национальным банком, использующим роль центрального государственного банка и ...
Операции коммерческих банков РФ с наличной иностранной валютой, дорожными
чеками, пластиковыми банковскими карточками
Российские коммерческие банки могут производить следующие операции с наличной иностранной валютой :
1. Покупка - продажа наличной иностранной валюты физическим лицам за российские рубли;
2. Прием и выдача наличной валюты со счетов фи ...
Оценка вложений во внеоборотные активы
В условиях становления рыночных отношений объективная оценка объектов учета приобретает весьма актуальное значение, т. к. от ее обоснованности зависит достоверность и реальность формируемой в учете информации (оценка – процедура определе ...