Этим требованиям соответствуют такие общегосударственные налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на доход предприятий, а также подоходный налог с граждан. Перечень регулирующих налогов, которые использовались в течение последних лет, был достаточно ограниченный (а с 1997 года он еще уменьшился НДС полностью включен в состав доходов государственного бюджета Украины). Однако соответствие данных налогов выше обозначенным критериям, а также существенная фискальная роль обозначают их достаточность в процессах бюджетного регулирования.
При использовании метода процентных отчислений обязательно используют нормативы: общие, групповые или индивидуальные. Достаточно широкой является точка зрения об использовании индивидуальных нормативов в бюджетном регулировании, как атрибут административно распределительной экономики со свойственными ей особенностями в строительстве бюджетной системы и механизме бюджетного регулирования. Правда, в течение длительного времени в бюджетной практике Советского Союза использовались индивидуальные нормативы отчислений от общегосударственных налогов в доходы местных бюджетов, конкретные размеры которых определялись в результате сопоставления запланированных расходов бюджетов и ожидаемых доходов.
В условиях рыночной экономики, по мнению многих ученых и практиков, предпочтение должно предоставляться общим нормативам в бюджетном регулировании, которые создают одинаковые условия для всех территорий. На первый взгляд применение единых нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов, которые поступают на территории местного самоуправления, очень удобно и просто с позиции практического внедрения. В этом процессе можно избежать болезненной процедуры обозначения конкретного размера норматива отчислений для каждого местного бюджета.
Кроме того, следует учитывать, что использование единых нормативов в бюджетном регулировании, обязательно становится причиной увеличения перечислений местных бюджетов, которые не удается сбалансировать без применения бюджетных трансфертов. Мы считаем, что более целевым в современных условиях развития Украины является использование групповых нормативов отчислений от общегосударственных налогов.
В практике бюджетного регулирования Украины за годы ее независимости применялись все виды нормативов отчислений от общегосударственных налогов. Так налог на добавленную стоимость в 1992 – 1993 годах, и 1995 – 1996 годах распределялся по индивидуальным, а в 1994 году по единым нормативам; акцизный сбор в 1994 году по единым, а в 1992 – 1993 годах, а также в 1999 году по групповым нормативам; налог на прибыль предприятий в 1994 – 1998 годах по единому, а в 1992- 1993 и 1999 годах по групповым нормативам; подоходный налог с граждан в 1992 – 1998 году по единому, а в 1999 году по групповым нормативам.
Первый шаг к использованию групповых нормативов отчислений был сделан в 1993 году; распределения налога на доходы в том году проводилось лишь по трем нормативам 25 %, 50 и 100%; акцизного сбора также по трем нормативам – 10 %, 50 или 100%. Остаточное сбалансирование доходов и расходов большинства местных бюджетов осуществлялось с использованием индивидуальных отчислений от НДС со значительной их дефицитностью.
В 1994 и 1997 годах использовались единые нормативы отчислений по всем регулирующим налогам, что одновременно стало причиной увеличения количества дотационных местных бюджетов. В 1998 году была попытка распределения налогов: за государственным бюджетом закреплялись непрямые (НДС и акцизный сбор), а за местными бюджетами – прямые налоги (налог на доход предприятий и подоходный налог с граждан). В 1999 году вернулись к групповым нормативам отчислений, по которым осуществляется расщепление трех регулирующих налогов: акцизного сбора с отечественных товаров, налога на доход предприятий и подоходного налога с граждан.
Информация по теме:
Банкротство - спутник рыночной экономики
Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизм ...
Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций
в Internet
Преимущества новой для банковской сферы технологии наглядно видны на примере первого сетевого банка Security First Network Bank (SFNB). Этот банк, основан менее года назад, насчитывает сегодня свыше 1000 клиентов по всем Соединенным Шт ...
Понятия и цели валютного контроля, правовая база
Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров н ...