Необходимость перехода к формированию бюджета по программно-целевому методу является одним из главных направлений бюджетной политики на 2002 год. Программное бюджетирование определено и в Бюджетном кодексе. Важность программно-целевого подчеркнута Президентом Украины в Послании к Верховному Совету Украины и Кабинету Министров Украины «Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год». Формирование Государственного бюджета на 2002 год- первый шаг по внедрению этого метода. Министерство финансов предусматривает внедрить программно-целевой метод как ключевой элемент, который положен в основу формирования местных бюджетов на 2003 год.
Программно-целевой метод составления бюджета успешно используется во многих европейских странах. Он помогает укрепить и повысить эффективность бюджетного процесса. Программно-целевой метод составления бюджета внедрен во многих странах. Сначала он был введен в США в середине 1960-х годах. Впервые он был применен в министерстве обороны министром Робертом Макнамарой, который занял эту систему в автомобилестроительной компании «Форд», которую раньше возглавлял. Линдонову Джонсону, который на то время был президентом США, этот подход на столько понравился, что он приказал всем другим министерствам федерального правительства перенять его.
С тех пор практика программно-целевого составления бюджета расширилась на другие страны, а также на местные бюджеты многих из этих стран. Например, Канада и большинство стран Европейского союза активно практикуют искусство и науку программно-целевого метода составления бюджета. Сегодня большинство стран ЕС предоставляют помощь другим странам именно в форме помощи на основе программно-целевого метода. В Соединенных Штатах программно-целевой метод составления бюджета применяется большинством правительств штатов и муниципальных правительств. Все дальше большинство исследователей склоняется к мысли, что самым прогрессивным в плане применения программно-целевого метода составления бюджета является Австралия и Новая Зеландия. Из регулярных бюджетных отчетов, которые предоставляются этими двумя странами видно, что они достигли очень большого уровня качества и прозрачности относительно того, что делают их правительственные структуры, и как результат, их часто ставят в пример для других стран мира.[33, C.16-23]
Программно-целевой метод должен быть особенно полезен для Украины в последующие годы, потому что позволить государству сосредотачивать внимание на наиболее важных приоритетах при распределении финансовых ресурсов. Полное внедрение этого подхода требует несколько лет, поскольку министерствам необходимо будет определенное время для того, чтобы разработать и усовершенствовать их цели, задачи и показатели эффективности. Кроме того, программно-целевой метод позволит перейти от существующей практики сосредоточения внимания на экономических категориях к сосредоточению на целях, на которые распорядители средств требуют финансирование. Этот подход также поможет министерствам, Правительству, а также Верховному Совету устанавливать приоритеты и принимать решения относительно принятия решения относительно распределения ресурсов.
Согласно мероприятиям относительно обеспечения исполнения заданий, предусмотренных Посланием Президента Украины к Верховному Совету Украины, Программой деятельности Кабинета Министров Украины и направленных на улучшение социально-экономического состояния, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.2000г. № 747, определены задачи относительно применения принципов среднесрочного планирования при формировании государственного бюджета и создания условий для программно-целевого планирования, то есть внедрение программного подхода в бюджетном процессе Украины. Это, прежде всего, улучшить прозрачность и обоснованность бюджета относительно конкретных направлений расходов, повысить эффективность деятельности распорядителей бюджетных средств в достижении целей, поставленных перед ними на очередной бюджетный год, а также усилить связь между задачами распорядителей средств и бюджетным финансированием.
Внедрение программно-целевого метода составления бюджета является существенным изменением в бюджетной идеологии. Бюджетный процесс можно представить себе как производственную функцию, которая устанавливает связь между бюджетными результатами и ресурсами государственного сектора, которые используются для достижения этих результатов. В этом контексте один из подходов по формированию бюджета заключается в том, чтобы возмещать в первую очередь от объема имеющихся ресурсов, которые используются для достижения определенных результатов в государственном секторе. При традиционной практике формирования бюджетов внимание часто сосредотачивается именно на ресурсной части производственной функции государственного сектора и часто мало внимания уделяется природе получаемых результатов. С другой стороны программно-целевой метод формирования бюджета применяет совсем другой взгляд на формирования бюджета, при котором процесс формирования бюджета начинается со средоточения внимания, прежде всего на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе экономики, а уже потом ставить вопросы о том, какие больше всего соответствующие ресурсы следует использовать для достижения этих результатов. Результаты в этой системе это то, чего правительство должно иметь намерение достичь, или приоритеты, которые должны достигаться с помощью мероприятий, которые осуществляются в государственном секторе.
Информация по теме:
Понятие лизинга и основные элементы лизинговых операций
В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования.
В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных опер ...
Анализ современного положения в области правового
регулирования применения векселя в России
Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с огромными трудностями организационного, правового и даже психологического характера. Навыки работы с векселе ...
Учетные дома
Следующим типом банков в Англии являются учетные дома
. В настоящее время в Лондоне оперируют 8 учетных домов и отдельные малые специализированные фирмы-маклеры (running brokers, money brokers), которые все вместе и образуют учетный рынок ...