Банковский менеджмент и его основные направления

Банковское дело » Банковский менеджмент и его основные направления

Страница 1

Менеджмент - наука о наиболее рациональной организации и управлении; - организация и управление коллективом. Основная цель: получение прибыли путем применения системы управления.

Современный коммерческий банк является сложным социально-экономическим объектом, самоуправляющейся системой, состоящей из управляемой и управляющей подсистем.

Управляющая - субъект управления, который на основе информации, поступающей от внешних и внутренних подсистем, вырабатывает цель и подцели, которые следует достичь, и осуществляет соответствующие воздействие на управляемую подсистему.

Управляемая - объект управления, воспринимающий управляющее воздействие, выполняющий работы и осуществляющий обратную связь.

"Управление банком" ( Банковский менеджмент", "Организационное управление")- это деятельность, где объектом и субъектом управления являются люди (соответствующие участники банка), а само управление осуществляется путем целеполагающего воздействия одних на других и между собой, а также путем информационного взаимодействия между ними.

К этому же процессу относится термин "

"Управление ресурсами" (активами, пассивами, капиталом, портфелем ценных бумаг и т.п.) -процесс, в котором служащими определенных подразделений банка производится непосредственное воздействие на те или иные ресурсы путем осуществления соответствующих банковских операций или других аналогичных действий, в результате которых происходит трансформация этих ресурсов.

Основные направления банковского менеджмента:

1. Планирование банковской деятельности, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая деятельность на перспективу, стратегию, концепцию развития банка, которая включает в себя кредитную, депозитную, инвестиционную и процентную политику.

Выработка стратегии - это воплощение целей на практике с учетом ресурсов и прогнозов в перспективе на 3-5 лет:

- стратегическое планирование 3-5 лет

- перспективное до 3 лет

- текущее - ежедневное

Так как планирование процесс непрерывный, а не раз в 3-5 лет, то необходима разбивка перспективного планирования на текущее.

Этими функциями управления занимаются в КБ отделы планирования или специальные комитеты по управлению.

2. Управление активами - это пути и порядок размещения привлеченных средств. Применительно к коммерческому банку - это распределение средств на наличные деньги, инвестиции, ссуды и нематериальные активы.

Особое внимание при размещении средств уделяется инвестициям в ценные бумаги и ссудным операциям, в частности составу портфеля ценных бумаг и непогашенных ссуд.

На управление активами влияют следующие факторы:

1) активы должны размещаться в строгом соответствии с банковским законодательством.

2) отношения между банками и их клиентами по ссудам и вкладам строятся на основе доверия и помощи.

Подавляющая часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованиям или с очень коротким сроком уведомления.

3 ) конфликт между ликвидностью и прибыльностью.

4) разные активы имеют разную степень риска и приносят разные прибыли.

3. Управления пассивами. Это деятельность, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для банка.

Также это действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости.

4. Управление собственными средствами (капиталом) банка. Имеет важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности, предполагает обоснование критериев достаточности собственного капитала и выбор показателей, позволяющих оценить эту достаточность. Один из путей увеличения собственного капитала - выпуск акций, облигаций.

5. Управление рентабельностью работы банка - контроль доходов и расходов банка.

6. Управление рисками.

Главные риски:

- риски невозврата кредита и процентов по нему

- риск ликвидности.

- риск неполучения прибыли.

- риск потери освоенного рынка.

Основные функции управления здесь: - распознать возможные случаи возникновения риска, оценить масштабы предполагаемого ущерба, найти способы предотвращения и источники возмещения.

7. Управление трудовым коллективом (кадровый менеджмент).

8. Управление банковским маркетингом.

В систему банковской деятельности следует включить сами банки, предприятия, учреждения, органы власти и другие юридические лица, а также физические лица, финансово-кредитные отношения которых могут реализовываться только при участии одного или нескольких банков. Особую роль здесь играют государственные органы власти и управления, в чьей компетенции - регулирующие воздействия на сам характер этой деятельности.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Принципы деятельности и функции коммерческих банков
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк—может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам креди ...

Виды кредитов и общие условия кредитования населения в учреждениях СБ РФ г. Москвы.
Кредитные операции представляют собой отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению последнему определенной суммы денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В зависимости от срока и назначения банковские ...

Проблема отсроченных кредитов
Одним из наиболее сложных на практике является вопрос о включении в себестоимость сумм кредитов и процентов по ним, срок возврата которых изменен по соглашению сторон, то есть отсрочен или пролонгирован. Этот вопрос неоднозначно решается ...