Страница 1

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмис­сия кредитных билетов, «банк банков») в России, впервые начал выполнять созданный в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и на­ряду с функциями центрального банка выполнял функции ком­мерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России, как уже говорилось выше, последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. На­родный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, на­ходившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся еди­ным эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и дру­гим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кас­сового обслуживания народного хозяйства были переданы госу­дарственным специализированным банкам. Госбанк СССР осу­ществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизо­ванное плановое управление денежно-кредитной системой, кон­троль за всеми основными направлениями деятельности госу­дарственных специализированных банков, организацию расче­тов между ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавли­вал предельные размеры процентной ставки специализирован­ных банков, участвовал в определении состава объектов креди­тования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан по­сле обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а за­тем в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Феде­рации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и дея­тельности Центрального банка РФ (Банка России) определяют­ся Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Феде­ральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятель­ности в РСФСР».

Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ _ юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам го­сударства, а государство Не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Бан­ка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Прези­дента назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России. Совет директоров, рассматри­вает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслуши­вает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год.

В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голо­са. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предпола­гаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, ко­ординируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государ­ственной денежно-кредитной политики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Ограничения покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке как метод валютного регулирования
Если, обязав предприятия продавать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке, государство стремится обеспечить устойчивое предложение иностранной валюты, то ограничения на покупку валюты на внутреннем рынке, прежде всего, обеспе ...

Сберегательные банки
В странах с развитой экономикой действует разветвленная ветвь сберегательных учреж-дений, занимающихся привлечением средств населения во вклады. Это сберегательные банки (взаимно-сберегательные, почтово-сберегательные, доверительные сбере ...

Санация кредитной организации
Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это произошло, Банк России (в случае, если ...