Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Банковское дело » Антикризисное управление в кредитных организациях » Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Страница 1

Разработка плана финансового оз­доровления — ответственный этап в процедуре сана­ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан­ковского санирова­ния планы в перво­начальном вариан­те не соответство­вали требованиям Банка России, из­ложенным в указа­ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О пла­нах санации кредитных ор­ганизаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до­работку.

Какие же ошибки и недочеты наибо­лее часто встречаются в пла­нах санации?

q ориентация на недостовер­ный бухгалтерский баланс. Составителям планов сана­ции необходимо точно пред­ставлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе пла­нируемые меры окажутся не­адекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как ак­тивные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действую­щими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован ре­зервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина мини­мально необходимого капита­ла, при которой обязатель­ные экономические нормати­вы будут выполняться;

q нежелание или отсутствие возможностей у собственников кредитных организаций осуществлять соответствующие меры, направленные на оздоровление ситуации в их банке. Кроме того, нередки случаи, когда собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому осу­ществить мероприятия по финансовому оздоровлению.

q деклара­тивный характер, т.е. отсут­ствие документов, подтверж­дающих реальность заплани­рованных мероприятий. На­пример, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, приняв­шего такое решение, с указа­нием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка; их письма, подтверждающие осведом­ленность о реальном финан­совом состоянии банка, бух­галтерские балансы, заве­ренные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточ­ных для инвестирования в уставный капитал банка, ко­пии аудиторских заклю­чений. Запрашиваются также до­кументы, подтверждающие факт представления на реги­страцию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее вы­полнении, нового состава ак­ционеров или участников, из­менения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть вклю­чены такие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о. переоформле­нии краткосрочной кредит­ной задолженности в долго­срочную, цессии, определе­ния арбитражного суда по взысканию с должников вы­данных банком ссуд и дру­гие документы, подтверж­дающие выполнение банком мероприятий плана сана­ции. В плане санации должен содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и дости­жения определенных целе­вых установок. При наличии указанных недостатков пла­ны санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждаю­щие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;

q на сегодняшний день объек­тами санирования являются банки, отнесенные к 4-й груп­пе проблемности, то есть име­ющие внешние, ярко выраженные признаки бан­кротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так ве­лики, что невозможно найти инвесторов для восстановле­ния платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Цен­тральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организа­ции еще не вошли в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе про­блемности.

Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Анализ качества активов и пассивов
Достаточность капитала, если рассматривать ее изолированно, может дать неверное представление об устойчивости кредитного учреждения и его благополучии. Очень большое значение имеет также качество активов и стабильность ресурсной базы. Тр ...

Этапы кредитования
Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыл ...

Классификация ценных бумаг
Ценные бумаги подразделяются на отдельные виды по различным классификационным основаниям. Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральным правительством, органами власти на местах, отдельными относительно независимыми учрежде ...