Коммерческий банк - как объект анализа

Страница 2

Во-первых, работа в приделах имеющихся ресурсов (коммерческий банк должен обеспечивать полное соответствие между своими ресурсами и вложениями[1]).

Во-вторых, полная экономическая самостоятельность в сочетании с полной экономической ответственности за свою деятельность[2].

В-третьих, взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на рыночных условиях.

В-четвертых, регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенным экономическим путем.

Как видно из вышеприведенного коммерческий банк - это субъект предпринимательской деятельности и поэтому он является объектом экономического анализа, со всеми процессами и явления, которые в своей совокупности составляют его финансово-хозяйственную деятельность.

Результатом этой деятельность является банковский продукт в виде создаваемых платежных средств и предоставляемых услуг. В практике термин «банковский продукт» появился с переходом к рыночной экономике. В США, как правило, принято говорить о продукции банков, подразумевая под этим услуги и операции, совершаемые банком, его действия и т. д.

По мнению некоторых экономистов, банковский продукт - это разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческим банком за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского дела (например, совершенствование организационной структуры, внедрение новой техники и технологий и т. п.).

Продукт банков носит стоимостной характер и состоит из платежных собственных и привлеченных средств, поэтому деятельность банка сводится к организации расчетов в наличной и безналичной формах через вклады, депозиты, кредитование, поручительство, гарантии, консультации и прочее, одним словом к предоставлению услуг.

Банковские услуги - это виды деятельности коммерческих банков, которые соответствуют их функциям, направленные на удовлетворение общественных потребностей и получению максимальной прибыли.

Особенность банковских услуг в том, что они должны обладать свойством самовозрастающей стоимости. Для этого каждая оказанная услуга банка должна соответствовать получению дохода и увеличению стоимости для участия в последнем обороте капитала. Для банковских услуг характерны следующие свойства:

· они абстрактны, не имеют материальной субстанции, но приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;

· не могут быть произведены «про запас»;

· носят производственный характер;

· объектом банковских услуг выступает капитал (оказание услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (денежные средства предприятий, граждан, коммерческих банков, НБУ в форме наличности, бухгалтерских записей и платежно-расчетных документов));

· охватывает активные и пассивные операции;

· купля-продажа банковских услуг характерна продолжительностью во времени.

Важная экономическая роль коммерческих банков существенно расширила сферу их деятельности. Они выполняют следующие основные функции:

1. Мобилизацию временно свободных денежных средств и превращение их в капитал.

2. Кредитование предприятий, государства и населения.

3. Выпуск кредитных орудий обращения.

4. Осуществление расчетов и платежей в народном хозяйстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Происхождение, сущность и функции банков
Слово "банк" происходит от итальянского "Банко" и означает "стол". Предшественниками банков были средневековые менялы - представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные вклады у купцов и специ ...

Взаимоотношения коммерческого банка с банком России
Функции общего регулирования каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерчес ...

Функции Банка Англии
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов: 1. Коммерческие банки. Все клиринговые банки ...