Устанавливая календарную очередность платежей в бюджет, во внебюджетные фонды и на оплату труда, ст.17 Федерального закона от 26 марта 1998 г. не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в Пенсионный фонд РФ, подоходный налог, платежи в Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ) и, следовательно, календарный принцип определения очередности платежей неприменим. Последний, как известно, определяет очередность платежей в зависимости от календарной даты поступления расчетного документа в банк или наступления сроков платежа при инкассовой форме расчетов. Учитывая, что закон не регулирует этой проблемы, допустимо применение подзаконных нормативных актов.
Указанная проблема частично решена п.31 Инструкции ГНС "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июля 1995 г. N 35 и п.50 Инструкции Госбанка СССР "По кассовому исполнению государственного бюджета" от 26 ноября 1984 г. N 27. Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисления удержанного подоходного налога в графе "Назначение платежа" указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями-плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налога, удержанных из заработной платы. При недостаточности средств на счете плательщика для полной оплаты поручения на перечисление взносов на социальное страхование производится частичная оплата поручения. Неоплаченные и частично оплаченные платежные поручения помещаются в картотеку N 2.
К первой, второй и четвертой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст.7 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.
Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к вне балансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматривается[50].
Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие "оплата труда", следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ "О составе фонда заработной платы и выплат социального характера" от 10 июля 1995 г. N 89 .
На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помешать в картотеке N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБР пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.
Очередность платежей, установленная ст.855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст.78 Закона об исполнительном производстве. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст.64 ГК.
Информация по теме:
Федеральные резервные банки
Согласно закону о ФРС вся территория США поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Федеральные резервные банки являются главными оперативными звеньями Федеральной резерв ...
Правовая база функционирования коммерческих банков
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории Российской Федерации определен Законом № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В соответствии с этим законом в Российской Федерации д ...
Задолженность России по
Лондонскому клубу
Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гар ...