Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Банковское дело » Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг » Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Коммерческие банки как универсальные кредитно-финансовые институты являются участниками рынка ценных бумаг. В разных странах место, отводимое коммерческим банкам на рынке ценных бумаг, различно. Тем не менее, можно сформулировать некоторые общие моменты взаимодействия коммерческих банков с национальными и международными рынками ценных бумаг.

С конца 50-х гг. в мировой практике наблюдается активное проникновение коммерческих банков на рынок ценных бумаг – как в прямой, так и опосредованной формах. В тех странах, где место коммерческих банков на фондовых рынках ограничено законом (Япония, США, Канада), они находят косвенные пути участия в инвестиционной и посреднической деятельности через трастовые операции, сотрудничество с брокерскими фирмами, кредитование инвестиционных компаний и банков и т.п.

Наиболее широкое участие в операциях с ценными бумагами принимают коммерческие банки Германии. Здесь банкам законодательно разрешено осуществлять все виды операций с ценными бумагами: они выступают эмитентами (выпуская в обращение главным образом облигации), посредниками, и, наконец, крупными инвесторами.

Во всех странах в настоящее время доходы коммерческих банков от операций с ценными бумагами и инвестиционной деятельности играют все более заметную роль в формировании прибыли.

Расширение и диверсификация форм участия коммерческих банков на рынке ценных бумаг привели к организации крупных финансово-банковских групп во главе с коммерческими банками, концентрирующими вокруг себя относительно самостоятельные структурные подразделения – инвестиционные фонды, брокерские фирмы, трастовые компании, консультационные фирмы и т.д.

Создавая сеть заграничных инвестиционно-банковских филиалов и дочерних компаний, коммерческие банки выходят на международный рынок ценных бумаг. Инвестиционная деятельность заграничных филиалов приобретает наиболее широкие масштабы у банков тех стран, где существуют прямые ограничения банкам на операции с ценными бумагами.

Новой формой деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг стало оказание консультационных услуг по кругу вопросов, связанных с инвестированием капитала в те или иные финансовые активы. Консультационное обслуживание опирается на внутреннюю информационную систему банков, позволяющую глубоко анализировать соотношения между доходами и рисками различных активов и составлять для клиентов алгоритмы покупки и формирования портфеля ценных бумаг с учетом динамики их доходности.

Коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, а также в роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, и, наконец, банки имеют право проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая за это комиссионное вознаграждение (рис.1).

Наиболее разработаны в методическом отношении и наиболее регламентированы операции коммерческих банков по эмиссии собственных ценных бумаг. Инвестиционная и посредническая деятельность менее регламентирована. Тем не менее по всем этим направлениям банки проявляют практически одинаковую активность.

Информация по теме:

Подразделения банка, занимающиеся организацией кредитного процесса
Организация кредитного процесса включает несколько стадий: формирование кредитной политики, осуществление кредитного обслуживания клиентов, определение рейтинга выданных ссуд и анализ кредитного портфеля банка, организацию контроля за усл ...

Состав и структура актива баланса коммерческого банка
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. Актив баланса характеризует состав, размещение и целевое использование средств банка. Он показывает, во что вложены финансовые ресурсы, каково назначение и ...

Формы кредита
Структура кре­дита включает: кредитора, заемщика и ссу­женную стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера: · ссуженной стоимости; · кредитора и заемщика; · целевых потребностей заемщика. · другие фо ...