Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии…
Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центрального банка полностью или частично принадлежит государству.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Развитие денежно-кредитных систем показывает, что по характеру учредительства центральные эмиссионные банки подразделяются на три группы. Первая – это акционерные институты, создаваемые крупнейшими хозяйственными структурами и коммерческими банками. Подобная форма учредительства является наиболее демократичной, так как отражает высокий уровень предпринимательства, позволяющий создать эмиссионный банк для обеспечения экономических интересов деловых людей, то есть класса собственников, владеющих средствами производства и низовыми банками.
Создание центральных банков по схеме “снизу – вверх” позволяет деловым кругам усилить контроль за исполнительными и законодательными органами власти и их бюджетными расходами. При этой схеме основная часть эмитируемых кредитных денег используется для рефинансирования портфеля ресурсов коммерческих банков, что стимулирует развитие предпринимательства.
Вторая группа – это центральные банки, учреждаемые органами государственного управления экономикой и обществом. Такие банки создаются по схеме “сверху – вниз”, что обеспечивает первоочередное удовлетворение государственных потребностей в денежных средствах. При этом основная часть ресурсов эмиссионного фонда используется для покрытия бюджетных дефицитов, включая военные затраты. Такое распределение эмиссии наносит серьёзный ущерб национальному предпринимательству, так как влечёт за собой иммобилизацию денежных средств из сферы бизнеса в непроизводительные расходы государства и обостряет инфляционный процесс. На практике это значит, что государство “запускает руки” в карманы эмиссионного банка путём принудительной продажи облигаций государственного займов.
Третья группа – это банки, учреждаемые на паритетных началах деловыми кругами и государством. Смешанная форма создания таких банков позволяет осуществлять мягкое управление их деятельностью с сочетанием экономических интересов национального предпринимательства и государственных органов управления обществом.
Во всех развитых странах действуют несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их зависимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учётом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
· участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
· процедура назначения (выбора) руководства банка;
· степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
· права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
· правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
В Российской Федерации сохраняется жёсткий государственный статус Центрального банка, позволяющий федеральной администрации беспрепятственно пользоваться ресурсами эмиссионного фонда.
Статус государственности характерен для всей истории Центрального банка России. С момента его создания (1860г.) до сегодняшнего дня. Это является одной из причин низкого уровня предпринимательства и рыночных отношений в хозяйстве нашей страны.
Информация по теме:
Импорт и его динамика
За 1994 год объем импорта Украины составил 28,2 млрд. долларов, что на 5,2% выше уровня 1993 года. В его общем объеме на долю промышленно развитых стран приходилось 69% (в 1993 г.+61%).Основу импорта Украины составляли изделия машинострое ...
Экономическая сущность малого предпринимательства
Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-втор ...
Оценка основных методик анализа доходов и расходов коммерческих банков в
составе анализа финансовой деятельности коммерческих банков
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где широко информируют общественность не только о размерах прибыли банков, но и о источниках ее формирования, в России недоступны результаты работы банков, их доходных и расходных составл ...