О политике межбюджетного федерализма

Банковское дело » Госжурнал » О политике межбюджетного федерализма

Страница 2

Следующей проблемой, вызывающей озабоченность регионов, является разделение налогоплательщиков на крупнейших, крупных, средних и образование налоговых инспекций по данному принципу. Крупнейшие налогоплательщики встали на учет в налоговую инспекцию № 1 в г. Москве, крупные, средние - соответственно по месту регистрации в федеральных, окружных инспекциях и мелкие остались на местах. Это не могло не сказаться на налоговых платежах. Со стороны Центра – это следующий шаг Центра на пути концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, однако он может нанести невосполнимый ущерб экономическому развитию региона. Укрупнение налоговых инспекций внутри региона через объединение районных и городских привело к тому, что орган, исполняющий бюджет и осуществляющий контроль за его исполнением не располагает информацией о суммах налогов и недоимке по отдельным видам налогов в разрезе муниципальных образований. Неурегулированность взаимодействия финансовых и налоговых органов в части обмена информацией, при ссылке налоговиков на «налоговую тайну», приводит к тупиковой ситуации и при формировании бюджета на очередной финансовый год. Из всего этого напрашивается вывод, что Центр вместо укрепления бюджетной системы субъектов РФ, усиления самостоятельности их бюджетов, порождает количество дотационных территорий. Такая политика приведет к тому, что вместо двух нищих мы будем иметь четырех.

Следует отметить, что это не первый шаг со стороны Министерства по налогам и сборам в части распределения средств в пользу федерального бюджета. В начале 2001 года прошли указания по так называемому «котловому методу» расчета недоимки, следствием чего стало необоснованное обогащение бюджетов одних уровней за счет других. Возможно, в других регионах эта процедура прошла менее болезненно, наш же бюджет как бюджет сложнопостроенного субъекта РФ, имеющего в своем составе автономные округа, потерял около 400 млн. рублей недоимки по плате за недра. Кроме того отголоски этого сказываются и сейчас по взысканию задолженности через решения арбитражного суда, неурегулированного сальдо расчетов и др.

Еще один вопрос в рассмотрении межбюджетных отношений, который не может не тревожить нас – это урегулирование задолженности по уплате федеральных регулирующих налогов и сборов субъектов РФ перед федеральным бюджетом. В соответствии с пунктом 14 ФЗ от 25.12.2000 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г.» было произведено урегулирование задолженности по уплате федеральных регулирующих налогов и сборов субъектов РФ перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.01.2000 г. При том, что данная процедура идёт в нарушение бюджетного и налогового законодательства РФ, урегулирование в части задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ не произведено, не определен порядок и механизм возврата этой задолженности.

Аналогичная ситуация повторяется по итогам работы за 2000 и 2001 годы, в нарушение п. 15 Приказа Минфина РФ от 14.12.99 г. № 91н (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.1999 г. № 2022) по письму МФ РФ от 05.01.2001 г. № 03-01-01/07-3 (в Минюсте РФ не зарегистрировано) в 2001 году приостановлены перерасчеты между бюджетами, неисполненные на конец финансового года, до проведения выверки сальдо расчетов в порядке, установленном МФ РФ. В связи с этим действия МФ РФ представят как необоснованные. Причем все циркулярные указания Минфина РФ направляются в настоящее время только в управление федерального казначейства, финансовые органы зачастую не имеют нужной для работы информации и вынуждены выпрашивать её в УФК или самостоятельно выискивать через Интернет и другие источники.

Остается непонятным на сегодняшний день, по каким нормативам при погашении будет зачисляться по уровням бюджетной системы реструктуризируемая в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999 г. задолженность по налогам и сборам, особенно по тем налогам, которые переименовываются (платежи за пользование недрами) или по которым меняются ставки, нормативы зачислений по уровням бюджетной системы. (Налог на прибыль). На наши неоднократные запросы УФК отвечают, что зачисление будет производиться в общем порядке. Каков тогда смысл данной реструктуризации – опять концентрация средств в федеральном бюджете?

Полагаю, что перечень проблемных вопросов в области межбюджетных отношений можно продолжать, так как затронута только часть их, касающаяся доходной базы бюджета. Будучи до настоящего времени бездотационным регионом, Тюменская область за счёт доли ресурсных платежей, собираемых на территории входящих в её состав автономных округов смогла рассчитаться с долгами по заработной плате и войти в график её выплаты, погасить полностью задолженность по детским пособиям. На сегодня вовремя оплачиваются текущие платежи бюджетных учреждений за тепло, электроэнергию, своевременно погашается реструктуризированная задолженность перед энергетиками, оказывается финансовая поддержка федеральным структурам, активно ведётся строительство объектов социальной сферы. Однако складывающаяся ситуация в мире может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие нашего региона, т. к. та незначительная доля налога на добычу углеводородного сырья, которой нам удалось добиться от Центра, может сойти на нет, если начнутся скачки цен на энергоресурсы.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Технология работы обменного пункта
Общая технология работы обменного пункта была описана ранее, однако в связи с переходом на автоматизированную систему «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ», рабочий процесс дополнился некоторыми дополнительными операциями следующего содержания. В отделе в ...

Структура рынка ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск(эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком , где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. По организационным формам ...

Понятие банковской конкуренции и сфера её деятельности
В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции сле ...