Еще одно важное обстоятельство: на реализацию акций вновь созданного предприятия отводится до трех лет (до 18 месяцев внешнего управления, потом столько же - конкурсного производства). Это дает возможность новой структуре «встать на ноги» с тем, чтобы выросла стоимость ее активов, появился интерес у инвесторов. После реализации пакета акций (обязательно на открытых торгах) из вырученных средств, в соответствии с очередностью, в порядке, предусмотренном законом, погашаются долги перед кредиторами. Схема эта полностью соответствует действующему законодательству и не имеет ничего общего с выводом активов. Разумеется, выстроить схему реструктуризации предприятия, как говорится, легко только на словах, а в жизни - это серьезная проблема. Но конечный результат стоит всех усилий: сохраняются предприятие и рабочие места, снимается социальная напряженность в коллективе. Кроме того цивилизованно ликвидируются старые долги предприятия. Может быть, не всегда кредиторы получают рубль на рубль, но это обычная мировая практика. Скажем, в Германии считается нормальным, если кредитор при банкротстве предприятия получает в среднем 15% от суммы долга. Конечно, такую цифру трудно воспринять. Но все же намного лучше получить 30-50 копеек на рубль, пустить их в дело и нормально работать, чем ждать полного возвращения долгов. Надежда на такой исход, увы, не имеет под собой реального основания.
Итак, еще раз обратим внимание на основные вопросы, решаемые в ходе процедур банкротства:
- ликвидация брошенных, разграбленных предприятий;
- реализация имущества, формирование конкурсной массы, удовлетворение части требований кредиторов;
- в ходе внешнего управления - восстановление платежеспособности, продажа бизнеса, реструктуризация предприятия, в конечном итоге - смена неэффективного собственника либо заключение мирового соглашения.
Разумеется, становление экономико-правовых институтов - путь не короткий. Многое зависит от законодательства. Так, во Франции закон о банкротстве впервые был принят в наполеоновские времена - в 1807 году, изменения в него были внесены в 1838 году. В Германии в 1877 году был принят закон о конкурсном производстве, а в 1935 году - закон о мировом соглашении. В Англии первый закон о банкротстве был принят в 1543 году, и с тех пор он реформировался восемь раз.
В России первый полноценный закон о банкротстве был принят в 1740 году, и процедуры банкротства применялись в течение 180 лет. После паузы, которая длилась 75 лет, специальный законодательный акт о банкротстве был принят только в 1992 году. Основным принципом этого закона был так называемый принцип неоплатности - то есть для того, чтобы обанкротить предприятие, надо было доказать, что пассивов у него больше, чем активов. Однако практика его применения очень быстро показала, насколько этот документ отстал от логики экономических реформ.
С 1 марта 1998 года вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в основу которого был положен принцип неплатежеспособности, означающей способность должника покрывать свои краткосрочные обязательства оборотными активами и при этом не потерять возможность продолжать свой бизнес. Действующий и в настоящее время закон имеет ряд существенных недостатков:
- полная незащищенность должника;
- участие государства в процедуре банкротства только на этапе первого собрания кредиторов;
- афелированность большинства арбитражных управляющих и другие.
Президент России В. В. Путин в своем выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию сказал, что необходимо устранить избирательное применение процедуры банкротства. В некоторых регионах использование процедур банкротства превратилось в орудие сведения счетов с политическими и экономическими конкурентами. Практика применения действующего законодательства о несостоятельности выявила недостаточную защиту прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о банкротстве как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, необоснованного перераспределения собственности.
Несмотря на то, что целый ряд ведущих специалистов мирового класса оценивают ныне действующий российский закон достаточно высоко, тем не менее ясно, что законодательство имеет серьезные проблемы и нуждается в существенном усовершенствовании, особенно в части усиления ответственности руководителей предприятий и арбитражных управляющих за результаты своей деятельности. Проект новой редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по сравнению с законом в редакции 1998 года содержит целый ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства. Главная задача, на наш взгляд, в том, чтобы новый Закон из полностью прокредиторского стал в том числе и продолжниковым. Не нарушатся ли в этом случае интересы кредиторов? Нет, т. к. по-прежнему основной, самый важный принцип в системе несостоятельности - это предсказуемость для кредитора возврата средств, т. е. обеспечение такой системы, при которой кредитор не будет бояться вкладывать деньги. Именно это сдерживает сегодня развитие в регионах: инвесторы боятся вкладывать деньги, поскольку не уверены, что их возвратят.
Информация по теме:
Формы и виды лизинговых операций
При выделении видов лизинга исходят прежде всего из признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сдел ...
Расчеты пластиковыми карточками
Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.
Пластиковая карт ...
Понятие векселя
По определению Письма ЦБ РФ от 9 сентября 1991 года № 14-3/30 “О банковских операциях с векселями” вексель — это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство; ценная бум ...