- платежи от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги на территории Российской Федерации;
- погашение обязательств перед владельцами счетов;
- проценты, уплаченные уполномоченными банкам;
- поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;
- поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.
Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Федерации, оплаты обязательств перед резидентами и нерезидентами, размещения в срочные вклады, для инвестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.
Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июня 1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона иностранными инвесторами могут быть только иностранные юридические лица, физические лица-нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предпринимателей, иностранные государства и международные организации. Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приобретения имущества, земельных участков и иных природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:
1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2. проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;
3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4. проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.
Органами валютного контроля являются Центральный банк России и Правительство Российской Федерации. ЦБР как основной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства:
· определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;
· издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
· проводит все виды валютных операций;
· устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
· утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
· устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
· вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;
· готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.
Функции валютного контроля осуществляют агенты валютного контроля, например уполномоченные банки, подотчетные ЦБР. Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при пересечении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу Российской Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, координации деятельности агентов валютного и экспортного контроля создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. До завершения формирования ее органов проверку соблюдения требований валютного законодательства выполняет Государственная налоговая служба Российской Федерации.
Информация по теме:
Современные подходы к анализу деятельности коммерческого
банка
В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков увел ...
Способы проведения расчетов
Организация взаиморасчетов между участниками важный момент при формировании платежной системы. От нее завесит как надежность всей системы, так и оперативность платежей. Схема организации взаиморасчетов между банками-участниками карточной ...
Обязанность банка хранить банковскую
тайну
Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные, аудиторские организации и ЦБР. Эта обязанность носит личный характер.
Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, операциях по счетам и вклада ...