Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управлением персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент – это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, т.е.
взаимоувязанная совокупностьфинансового менеджмента и управления персоналом,
занятым в банковской сфере.
Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в КБ обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (см. табл.).
Табл. Функции банковского менеджмента.
Финансовый менеджмент |
Управление персоналом |
1. Управление активами и пассивами 2. Упр-е ликвидностью 3. Упр-е собственным капиалом 4. Упр-е заемным капиталом 5. Упр-е банковскими рисками 6. Упр-е кредитным портфелем 7. Организация внутрибанковского контроля. |
1. Администрирование системы организации и оплаты труда. 2. Организация подбора и расстановки персонала. 3. Организация системы подготовки персонала. |
Банк - это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. Понятие «капитал» можно рассматривать с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это определение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом – это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в КБ. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Основные задачи банковского менеджмента: банковская политика
(постановка главных задач, выделение основной цели существования банка; разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка; разработка методологии управления деятельностью банка; стратегия управления персоналом и т.д.); банковский маркетинг
(установление рынков банковских услуг, внедрение новых видов услуг, выбор конкретных рынков и т.д.); создание банковских продуктов
; формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг; экономика и финансы
(приращение капитала, управление прибылью и ликвидностью, обеспечение стабильности развития банка, управление издержками банка и т.д.); информационно-аналитическое обеспечение
Информация по теме:
Виды и формы кредитных соглашений
Другую важнейшую область банковской деятельности составляет размещение денежных ресурсов с целью получения дохода и обеспечения ликвидности банка - его активные операции. Мы рассмотрим одну группу операций - кредитные операции (или ссуды ...
Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Коммерческие банки как универсальные кредитно-финансовые институты являются участниками рынка ценных бумаг. В разных странах место, отводимое коммерческим банкам на рынке ценных бумаг, различно. Тем не менее, можно сформулировать некоторы ...
Эволюция межбанковских расчетов
Примерно шесть-семь лет назад единственным средством передачи платежей между банками была система РКЦ. Схема передачи платежной информации в бумажной форме (электронные копии платежек появились не сразу) была такой: Клиент-Отправите ...