ним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.
Основная цель факторингового обслуживания — инкассировать дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.
В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).
В случае инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20"/о стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала.
За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента: а) комиссионные (за инкассацию счетов); б) процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1 — 2 пункта выше учетной ставки.
Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов: открытый, закрытый.
Открытый факторинг— это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании.
Закрытый, или конфиденциальный, факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
По соглашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т. е. право возврата факторинговой фирмой не оплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко, и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.
Помимо “дисконтирования фактур” факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:
вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности,
консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;
информировать о рынках сбыта, ценах на товары. платежеспособности будущих покупателей и т.п.;
предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по пооизводству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Информация по теме:
Современная российская банковская система
Современная российская банковская система имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берет свое начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство (Совмин СССР) предоставило предприятиям широкую хозяйственную самостоятельность, ста ...
Анализ деятельности обменного пункта
Ключевым работником обменного пункта является кассир. Рассмотрим деятельность обменного пункта через трудовой процесс валютного кассира в течение рабочего дня.
Пред началом рабочего дня кассир должен подготовить свое место, проверить с ...
Организация работы управлений эмиссионно - кассовых операций в территориальных
учреждениях Банка России
Для организации кассовой работы и осуществления контроля за правильностью её постановки в подчинённых расчётно - кассовых центрах в составе территориального учреждения Банка России создаётся управление (отдел) эмиссионно- кассовых операци ...