Векселедательский кредит

Страница 2

В=С+Д,

где

Д=С*Св*Пn/100*360,

получим;

С=В/( I + Св *Пп/100*360) =81. 5 млн.

и

Д=18,5 млн.

Меньше чем через три месяца предприятие должно перечислить банку покрытие в 100 млн. руб. и комиссию в размере 10 млн. руб. Таким образом, за фактический кредит К 1,5 млн. руб. на три месяца предпри­ятие заплатило 28.5 млн. руб то есть около 140% годовых. Возможно, проще было взять денежный кредит?

Теперь рассмотрим, какова доходность данной операции для банка. Чтобы получить величину, которую можно было бы корректно срав­нить со ставкою но кредитам или доходностью при покупке ценных бумаг, необходимо пересчитать полученный доход на фактические за­траты. Их же размер определяется главным образом нормой резервиро­вания, в нашем случае 10%. Поэтому быстро оценить (не принимая в расчет других затрат) доходность можно, разделив 40%) на норму в десятичных долях — 400% годовых.

Отсюда видно, что размер процентной ставки (40%) слишком ве­лик — кредитование налаженного краткосрочного оборота есть наибо­лее ликвидный и наименее рискованный способ размещения кредитных ресурсов.

Другое дело, если велик риск. В случае не перечисления заемщиком в срок покрытия эти деньги придется покупать. И только это может являться основанием высоких ставок по векселедатсльскому кредиту. Со стороны банка при выдаче векселедательского кредита должен при­меняться без каких-либо скидок основополагающий принцип банков­ского дела, его альфа и омега — точная оценка кредитоспособности клиента. К сожалению, во многих банках дело верной оценки кредито­способности заемщика не поставлено на должный уровень, что при­водит к повышению риска и, следовательно, ставок.

При заключении кредитного соглашения с банком бухгалтерия пред­приятия-заемщика должна провести тщательные расчеты, с учетом налоговых ставок, сроков, ставок продавцов-смежников, других фак­торов, посмотреть бухгалтерские проводки. С целью снижения риска в глазах банка и укрепления своих позиций при торговле за процент следует прибегать к надежным гарантиям со стороны или предостав­лять подходящее обеспечение.

Нельзя просто полагаться на рекламу о том, что вексель лучше де­нег. Как видно из представленных выше расчетов, правота этого выво­да зависит от вполне конкретной хозяйственной ситуации и просчитывать надо именно ее. Отсюда выводится и приемлемый для обеих сторон размер комиссии. Реклама же имеет только одну цель: убедить возможных продавцов принимать в оплату данные векселя на­ряду с деньгами.

Здесь надо отметить, что дорогостоящие попытки банков убедить принимать выданные ими своей клиентуре векселя с поставкой про­дукции стоимостью в размере номинала векселей без соответствую­щей поддержки в виде целого комплекса мер, вряд ли будут иметь успех как противоречащие основным закономерностям, действующим в денежно-кредитной сфере. В самом деле, легко видеть, например, следующее. Допустим, клиенту такого банка удалось получить продук­цию стоимостью в размере номинала векселя. Тогда все поставщики, к кому перейдет этот вексель в дальнейшем, в разных долях (пропорцио­нальным срокам нахождения векселя у них на руках) кредитуют кли­ента банка, не получая за это ничего. Вряд ли наберется много таких альтруистов.

Понятно, что только банк клиента наиболее осведомлен о его кре­дитоспособности. Широкая раздача векселей без ответственного под­хода, через вторые и третьи руки, не приведет ни к чему хорошему и менее всего к разрешению кризиса неплатежей, в основе которого ле­жат более глубокие причины. Здесь может оказаться полезным англий­ский опыт. Английские банки издавна придерживались принципа кредитования узкого круга собственной клиентуры. Свободные средст­ва они предоставляли так называемым бильброкерам и учетным кон­торам, которые «паслись» возле каждого крупного банка на ниве скупки векселей предприятий, кредитоспособность которых они тщательно оценивали. В этом и состояла их основная функция. Можно сказать, в этом случае банк как бы расширяет, делает более гибкой и разветвлен­ной структуру своего кредитного отдела. Существуют схемы такого рода взаимодействия банка и предприятия, оптимальные с точки зрения налогообложения. Необходимо, чтобы коммерческие банки на местах применяли форму векселедательского кредита в отношении своих кли­ентов, но отнюдь не служили лишь агентами при размещении и оплате чужих векселей. В своем городе, области, отрасли, должны в основном работать векселя местных банков и предприятий. Это в интересах мест­ных банков и предприятий, в интересах налаживания кредитно-расчетных отношений. При надобности, в договоре об установлении корреспондентских отношений возможно соглашение о взаимном уче­те векселей в обоюдовыгодных рамках дисконта, что особенно оправ­данно при взаимопроникновении векселей между регионами и отраслями.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Взаимоотношения коммерческого банка с банком России
Функции общего регулирования каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерчес ...

Управление ликвидностью банка
В рамках системы контроля ликвидности осуществляется анализ следующих потоков данных: 1. Кредитный план. Формируется на основании предпол-ых платежей по заключенным кредитным договорам. 2. Депозитный план. Формир-ся на основании предпо ...

Порядок расторжения договора банковского счета
Возвращаясь к вопросу расторжения договора банковского счета, необходимо сказать, что согласно пункту 1 статьи 859 ГК он расторгается по заявлению клиента в любое время. Эта норма является императивной и не может быть изменена сторонами. ...